друзья-товарищи, начинающие пейсатели, так случилось, что читая сообщество, я натыкаюсь каждый раз на одни и те же косяки и ошибки в стихах, не будь которых (ошибок, а не стихов), оные (на сей раз стихи, а не ошибки) могли бы быть вполне годными. итак, милые, не претендуя на истину в последней инстанции, все же рискнем составить небольшой текст, посвященный всевозможным ашипке, обязательный к прочтению. ибо наболело. ужасно наболело. дополнения в комментах приветствуются.
для начала пройдемся по стихотворному жанру, а прозой пускай еще кто-нибудь занимается.
косяк первый: глагольная рифма. читать дальшеготов орать в мегафон с высокой колокольни: глубокоуважаемые, глагольная рифма есть наиотвратнейший моветон. сюда же отнесем рифмование причастий, деепричастий и иже с ними. почему? да потому что подобных рифм можно придумать такую кукуеву тучу, что аж страшно станет. подобные штуки ваш шедевр не украсят.
долго искал идеальный отрицательный пример. таки-вот, например, стащил на стихире . не делайте так:
Ты исчезаешь, ты растворяешься,
Неотвратимо им подчиняешься,
Жалким рабам всех себе подчиняющих
И примитивно жизнь свою проживающим, косяк второй: банальная рифма. читать дальшето вот всяческие "кровь-любовь-морковь-не в глаз, а в бровь". "солнце-донце" или еще лучше "солнце-не вернется". если вы хотите навсегда испортить свое произведение искусства, мой вам совет - шпигуйте банальные рифмы как можно чаще. вот так, например:
Осколок внутри.Разрывает на плоскости.Сердце.
Ты думал,что знаешь,нечаянно мысли читая
Такие открытые.Прошлое скрыто за дверцей.
Мне лишь бы напиться,и я уже буду другая.
отсюдакосяк третий: "сраженье-воображенье", "мечтанье-признанье",читать дальше "лобзанье-терзанье", "признанье-вниманье". когда маленький-маленький поэт пишет о большой-большой любви, слов, которыми он мог бы выразить свое сжигающее чувство, почему-то не находится. особенно, если эти слова еще и в рифму надо ставить. отсюда пафос великодержавный и прочая неблагодать: слова, которые вполне себе оканчиваются на -ие, пишутся ради вящей красоты (или для точности рифмы) через -ье, придавая тексту оттенок дешевой фальшивки. вот, например:
Я был для тебя всем,чем мог,но теперь - до свиданья.
Ты помнил,день каждый твердил мне "Прости - не прощайся".
Но воздух ты мне перекрыл в темноте подсознанья
И призраки вырвались в глотку - момент задохнулся.
отсюда жекосяк четвертый: отсутствие какой бы то ни было рифмы вообще. совсем. со всеми натяжками. однозначно. нет в стихотворении рифмы, если кто еще не понял скачать бесплатно без регистрации хД читать дальше (как настоял Федя Сумкин, не имеем ввиду здесь белых стихов, если кто не догадался) это опять же когда маленькому поэту очень хочется сказать о своих больших терзаньях (см.предыдущий косяк), и первая строчка вроде как придумалась, а рифма к ней не идет, ну хоть ты тресни. отсюда появляются всевозможные "она-была", "город - дорог", "он - мудозвон" (это как раз-таки рифма), которыми изобилуют и пестрят шедевры, регулярно прослушиваемые пассажирами маршруток. сюда же отнесем однокоренные вида "аппарат-фотоаппарат", "два - двадцать два", "печать - Роспечать" и т.п. все это говорит о том, что т.н. поэт мало читает классиков и много слушает всякого... конечно, без примеров не обойдемся:
"Воск,
Будто капелька слезы,
Скатился с пламени свечи.
Свет
Беспокойного огня
Коснулся твоего лица." опять же со стихиры, прошел по первой же увиденной на главной ссылке. косяк пятый: сбитая/отсутствующая ритмика стихотворения. и, как ни бились, от хорея не мог он ямба отличить (с)
читать дальшегоспода-товарищи, никто от вас не требует даже различать размеры стихотворений, писать дактилем, анапестом, амфибрахием, да пишите, как вам вздумается. но, черт побери, выставляя стихотворение на публику, позаботьтесь о том, чтобы его можно было читать и не сбиваться. да, конечно, были поэты, которые специально рвали ритм, акцентируя внимание читателя на какой-либо строке/слове, но то Поэты, а если у нас очередные сопли про девочку, которая не дождалась своего мальчика, или про мальчика, который не дождался своего мальчика, извините, но я не верю, что тут сбились нарочно. некоторые даже слоги считают в строфах. а у некоторых вот так (внимание: убедительная просьба, не повторять!):
"Давай без "обнимашек" и прочих нежностей?..
Нет, не надо мне клясться в верности...
Отдохнуть надо от поцелуев...
Нет, я не могу сказать, что тоскую..." (с)косяк шестой: образы.
читать дальшезачастую они либо банальны до зубовного скрежета: ее волосы струились как шелк, глаза сияли как звезды, всякие там ночные бабочки и прочие тараканы в голове (у меня, честно говоря, не хватает фантазии на банальные образы, либо понятны только автору:
"Рыдала сказка, сотней тонущих котят.
Вдыхая боль пушистеньких надежд" (найдено в тольяттинском сборнике "графит", пунктуация сохранена)
граждане, придумайте же что-нибудь свое! адекватное, читабельное, красивое.косяк седьмой: низнание рускава язека. полнае низнание.читать дальшена этом месте у автора поста, уставшего от всевозможных "вам нравиться", "он открывая дверь надел шляпу", "ты чувствуеш" и прочего орфографически-пунктуационного ангста, слова кончаются. извините, пример не нашел.
Речь хороша, но бессмысленна. Не в смысле качества самой речи, а в смысле её результативности.
НО! Всё вышесказанное справедливо только при наличии отсутствия БЕДНОСТИ ЯЗЫКА!!! Которой, увы, грешит 99% современников наших, особенно, подростков. Собственно, имхо, именно этот порок порождает и все остальные, что в стихах, что в прозе.
kiyomori, в стихах вполне допустимо, и более того - может использоваться для подчёркивания каких-либо акцентов. (Последнее нам щедро демонстрировакли все классики) - слишком часто сталкивался с такими товарищами, которые оправдывали свои недочеты тем, что у Блока вон там-то тоже сбивка, а у Пушкина так и вовсе... но одно дело стихи классика, а другое - откровенно неудавшиеся вирши.
наличии отсутствия БЕДНОСТИ ЯЗЫКА - хД борщанули с существительными))) но вообще да, полностью согласен в этой части.
Я бы еще добавил перегруженность метафорами.
Хорошо, что крик...вот ведь тут какая штука...нет, хорошо, что именно крик, а то ж... лично я полагаю, что можно, а иногда и нужно высказаться относительно отдельно взятого текста. Взять этот отдельно взятый, да и по сусалам его, с разной степенью энтузиазма! Но вот, чтобы обобщённо, в принципе, делая выводы лично я бы не рискнул. Права не имею. Нужно иметь непреклонную уверенность в собственной правоте, а я таковой не имею.
Shiae Serpent, мне почему-то так кажется, что интернетный разбор единичный ни черта не поможет, вот если раз за разом одного и того же автора разбирать, смотреть, где хорошо получилось, над чем поработать надо, может, что дельное и выйдет.
www.diary.ru/~kiyomori/p165278954.htm
У меня комментаторская муза умерла в конвульсиях. Может, кто более стойкий сумеет разобрать?
Да понял я. Рассуждаю просто.
Не согласен насмерть. Рифма может быть глагольной, если она уместна и не режет глаз при чтении. И голову откушу за эту имху.
При том, что тут стоит упомянуть, что глагольная рифма - это всего лишь частный случай простой рифмы. Которая тоже плоха не всегда. На фоне богатой лексики прекрасно они смотрятся. "Пора, красавица, проснись, открой сомкнуты негой взоры...". Портит это стихотворение глагольная рифма?
это опять же когда маленькому поэту очень хочется сказать о своих больших терзаньях (см.предыдущий косяк), и первая строчка вроде как придумалась, а рифма к ней не идет, ну хоть ты тресни. отсюда появляются всевозможные "она-была", "город - дорог", "он - мудозвон" (это как раз-таки рифма), которыми изобилуют и пестрят шедевры, регулярно прослушиваемые пассажирами маршруток. сюда же отнесем однокоренные вида "аппарат-фотоаппарат", "два - двадцать два", "печать - Роспечать" и т.п. все это говорит о том, что т.н. поэт мало читает классиков и много слушает всякого... конечно, без примеров не обойдемся:
В данный момент перевожу Королеву Маб. Ни единой рифмы нет в оригинале, один ритм. Это повод признать её нестихом или каком? Снова не согласен считать отсутствие рифмы косяком. Белый стих - не косяк, само по сибе отсутствие рифмы не делает стихотворение плохим. Спросите у Лермонтова.
и еще разслишком часто сталкивался с такими товарищами, которые оправдывали свои недочеты тем, что у Блока вон там-то тоже сбивка, а у Пушкина так и вовсе... но одно дело стихи классика, а другое - откровенно неудавшиеся вирши.
Федя Сумкин, а статья хороша, да, но я не совсем согласен с ней (см.предыдущий коммент)
Если вы не умеете внятно объяснить йуному, по какой конкретно причине ему нельзя, а классикам можно - грош цена всей статье
Не соглашусь. Например, то же японское хайку, конечно, не любое-каждое, а из лучших, буквально бездонно. Для любого читателя, любой национальности. Примеры приведу, если Вы пожелаете.
К тому же, в этой стилистике вполне можно красиво писать по-русски. Вот только аудитория у столь необычных и по форме и по смыслу стихов в любом случае будет очень небольшой. Как и у любого другого неформата.
Федя Сумкин, в статье все же речь о тех, у кого с языком не бедно. Имха ) А вирши, от которых хочется побиться головой о близрасположенные поверхности, и где не продохнуть от "кровей-морковей", "иди-свисти", "ползи-живи", толп "-вшей", гор банальщины - это совсем другое.
Нет, ну до чего же тупарь ас Пушкин! Имел наглость не только злоупотреблять «моветоном», но ещё и защищать его:
«Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
А чтоб им путь открыть широкий, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу...
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу.
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы».
(Домик в Коломне).
слишком часто сталкивался с такими товарищами, которые оправдывали свои недочеты тем, что у Блока вон там-то тоже сбивка, а у Пушкина так и вовсе... но одно дело стихи классика, а другое - откровенно неудавшиеся вирши.
Читал, конечно. Это и напрягает. Пушкин восстал против уже при нём устаревшего мнения о глагольной рифме. И показал, что её можно и нужно использовать, если умеешь.
И если вы пишете выше мною процитированное - извольте дать простой алгоритм отличения хороших стихов от «откровенно неудавшихся». Наличие/отсутствие глагольной рифмы, как видим, таковым отличительным параметром не является.
однако, неужели вы не можете без него отличить годные стихи от негодных? если так, то я был лучшего мнения о вас)
О том и речь. В частности - ещё и о том, что ваши советы не помогут сделать плохие стихи лучше.
Посоветуйте Пушкину избегать глагольных рифм или сбоев ритма - на что нарвётесь? На блистательные словосочетания из великого и могучего!
Посоветуйте то же самое бездарному графоману - на что нарвётесь? На словосочетания из великого и могучего, не столь блистательные, но тоже... э-э-э... эмоциональные.
С какого-то не того конца вы начали... (ИМХО).
Посоветуйте Пушкину избегать глагольных рифм или сбоев ритма - на что нарвётесь? - думаю, уже ни на что хД
ПЫСЫ.
Например, считается допустимым не рифмовать нечётные строки, обязательно рифмуя чётные.
И вот именно благодаря этому «естественному» запрету (точнее - вопреки оному) Юрий Левитанский изобрёл новую систему рифмовки: когда рифмуются (точно, полно, изобретательно рифмуются) НЕЧЁТНЫЕ СТРОКИ, а чётные остаются принципиально нерифмуемыми. Разумеется, это надо уметь делать. Я этому долго учился...
Как маленький итожек:
Умение соблюдать правила - необходимый, но далеко не достаточный признак мастерства. Признак мастерства - умение их нарушать.
Вау!
Вы всерьез полагаете, что он мёртв? Да почитайте его тексты, задайте ему вопрос - и услышите ответ!
- есть поэты, пишущие верлибром;
- опускающие знаки препинания;
- использующие банальные/глагольные рифмы в хороших стихотворениях,
но опять же, когда я провел ужасный год в роли менеджера, мне попалась на глаза забавная фраза: "Сначала научитесь играть по правилам. Затем играйте не по правилам.
Затем создавайте свои правила". она подходит и к поэзии тоже. чтобы доказать свою теорию относительности, Энштейн сначала выучил физику (ежели я ничего не путаю хД), ни один математик не сможет доказать ранее считавшуюся недоказуемой теорему, не будучи знакомым с математикой.