воскресенье, 25 января 2009
"Не стоит противиться судьбе, потому что всё все равно идет так, как хочет". Такую странноватую надпись увидела она над бело-золотыми воротами, отражавшими свет звездных лучей.
читать дальшеОна осторожно выставила вперед руку, недоверчиво коснулась створки. На ощупь ворота были похожи на пожелтевший осенний лист. Она испуганно отдернула руку, боясь небрежным прикосновением разрушить их красоту. Позади нее бежевым щербатым серпантином вилась дорога, выпадая из поля зрения то из-за нависшего валуна, то из-за странной ряби, киселем болтавшейся над пылью. Она удивлялась этой ряби: помнила, что шла раньше по этой самой дороге, помнила особой формы валуны, редкие кустики, повороты помнила тоже, но никогда не проходила через странный, болтающийся в воздухе прозрачный кисель. Удивление тоже было привычным: она помнила, что всегда, оборачиваясь, могла видеть странную рябь над дорогой. Это стало в своем роде ритуалом: оглянуться назад, удивиться и тряхнуть головой, одновременно распушая волосы и отгоняя лишние мысли. Она завершила "ритуал" и повернулась к воротам. Белые с золотой отделкой и, как она уже выяснила, довольно хрупкие, они возвышались над ее головой метра на полтора. Обойти их вокруг было нельзя: с двух сторон – обрыв, а вокруг – горы, горы. Она кивнула, подтверждая неизменность мира. Ворота приняли к сведению ее полупоклон. От вынужденного бездействия она, подняв взгляд, стала вчитываться в надпись на створках. Смысл упорно ускользал, но в глаза бросалось слово "судьба". И она стала размышлять о своей судьбе, о том, в чем же ее предназначение в этом мире. "Вот иду я по этой дороге, - думала она, - а зачем я иду? Что я делаю для мира, кроме как то, что вношу в него изменения своим движением? Даже мои следы быстро заметаются дорожной пылью, и мир все равно сильнее меня в своем постоянстве! Да, но я же сама меняюсь. А значит и мир не настолько неизменен. Пусть я часть этого мира, пусть он больше и сильнее меня, но он не может заставить меня перестать двигаться! Как только я остановлюсь, как только остановится все во мне – мир застынет. Я существую в нем, чтобы его менять. Только я в нем изменяема, и потому я иду. Это моя судьба, и я не сильнее неизменности мира, потому что я зачем-то часть него, составляющая, имеющая все его черты. Я создаю противоречие тем, что иду. Но я иду только вперед, потому что в этом мире нет другой дороги. Значит, мир сам создает условия для моего движения, потому что это – условие существования его самого. И если я остановлюсь, мир остановится для меня и остановится вообще. А без мира не будет и меня, потому что я – его часть. Моя судьба – идти. Мир хочет жить. Я тоже. И все идет так, как хочет, поэтому я теперь и понимаю все это, дабы не совершать ненужных ошибок, глупых поступков. Я не буду противиться своей судьбе, потому что она приводит меня к исполнению самых верных желаний". С этими мыслями она шла вперед, пока вдруг не оказалась перед большими изумрудно-зелеными воротами с надписью, сделанной старинной вязью: "Бессмысленны лишь те поступки, которые ничего не меняют". Она тронула ворота рукой: они оказались прохладными и колючими, как край драгоценного камня – явно непреодолимое препятствие. Она оглянулась назад: все тот же пыльно-песочный цвет серпантина и странная рябь, из-за которой пропадал кусок дороги. Последняя была совсем близко, даже можно было определить ее высоту – немного больше трех метров. Она пожала плечами, привычно удивившись. Затем вчиталась в надпись на воротах впереди. Задумавшись об ее смысле, она рассеянно сделала шаг, другой, третий – и, дойдя до ворот, прошла сквозь них, будто их и не было вовсе. В этот миг ворота осыпались крохотными искорками, оставив в воздухе прямоугольный, чуть подрагивающий след.
А внизу, у подножья гор, в этот момент мигнул, став чуть-чуть ярче, кривой указатель, на котором было выцарапано: "Дорога прописных истин". И в ту же минуту к указателю подошел человек, видимо, заметивший вспышку. Он прочитал надпись, на секунду нахмурился, а затем сделал шаг на дорогу, в том направлении, куда указывала кривая стрелка. Перед ним была калитка, криво сколоченная, некрашеная, и на калитке – надпись: "Дороги ведут только вперед". Человек прочел, уверенно кивнул, открыл калитку и сделал следующий шаг. Через некоторое время он обернулся. Как и подобало, калитка была на месте и еле слышно поскрипывала, чуть покачиваясь от ветра. Человек снова уверенно и, похоже, довольно кивнул и двинулся по дороге вперед, туда, где маячила увитая виноградом деревянная дверца с надписью.
@темы:
Рассказ,
Философия
Текст тяжеловат для прочтения. Местоимений чуть больше, чем хотелось бы видеть. "Не стоит противиться судьбе, потому что всё все равно идет так, как хочет" - Такое ощущение, тут пропущено "она" или "все".
Смысл текста ускользнул от меня. То есть я поняла, что тут про философию, но что нового открыл мне этот текст? Прописные истины здесь выцарапаны, и довольно коряво. И конец неясен. Или это не конец?
с Вашего разрешения, я не стану касаться содержания Вашей притчи.
Что до формы, то ее можно существенно улучшить.
Убрать ненужные красивости: «отражавшими свет звездных лучей» (судя по тому, что героиня замечает все оттенки – бежевый, бледно-золотой и пр., дело происходит не ночью);
«На ощупь ворота были похожи на пожелтевший осенний лист» мы не осязаем цвет пальцами; на ощупь ворота могли быть похожи на высохший лист, к примеру, хотя едва ли это какое-то специфическое ощущение;
распушая волосы – волосы распушаются от расчесывания, но не от потряхивания головой,
и еще кое-что по мелочи.
Дальше - повторы:
«киселем болтавшейся», «прозрачный кисель» - два раза подряд весьма специфическое сравнение; разрядите его вариантом «дымка», «туман» или чем-то вроде;
дважды – редкое слово «серпантин», глаз оно немного режет. Оставьте его однократным, во втором случае используйте синоним.
Четче отследить действия героини –
она находилась перед золотыми воротами, размышляя и боясь что-либо испортить/разрушить, стояла и читала надпись, а потом (для читателя без всякого перехода) оказалась перед изумрудными воротами. Это не буквоедство, M@, поверьте: раз это всё какие-то намёки/аллегории/сокровенные смыслы, нам действительно неясно, могли ли те, первые (для нас) ворота остановить геооиню – философски говоря, являлись ли они преградой на ее пути (вверх? сквозь очевидные истины?) или только путевой вехой. Понимаете? Качество изложения имеет непосредственное отношение к восприятию.
missgreed, Курочка Краба
принимаю к сведению ваши замечания. Вернусь к доработке позже, ибо любое творчество требует выдержки.
Понимаю ненужность моего ...эмм... творения в данном сообществе. Это все-таки не рассказ, вообще не литературное произведение. *продолжая мысденный диалог с собой, удаляюсь...*