подхожу; критически
Приветствую уважаемых читателей рубрики!
С целью достичь большей привлекательности и разнообразия в отношении тематики выпусков, сегодня я рассматриваю проблему оценки книг, обращенных к желающим начать и усовершенствовать писательские навыки. Вы увидите: не все подобные книги окажутся полезными.
Никитин Ю., "Как стать писателем", 2004., 2-е изд.
Каждому посетителю книжного магазина известно - о книге многое может сказать обложка.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/1/9/65198/61855743.jpg)
То, что является взору читателя в данном случае, можно и нужно поскорее забыть. Даже если оставить без внимания намек на изображенный "Меч Руматы", персонаж с обложки ужасает. Проблемы ли цветности, умысел ли художника сделали волосы этого человека зелеными? Возможно, точный ответ знает лишь Киса Воробьянинов. Остервенение, написанное на лице героя, всё же оставим без комментариев.
Какими словами встречает книга незадачливого читателя, посмевшего раскрыть ее после столь явного предостережения, глядевшего с обложки? Далее курсивом выделены цитаты из книги Ю. Никитина "Как стать писателем".
"В этой книге расскажу вещи достаточно очевидные для меня, профессионального писателя, но которые вот уже который год вызывают раздраженный вой у большинства людей, считающих себя литературной элитой. И от всех слышу это озлобленное: сволочь, не выдавай секреты! Это же сколько придурков ломанется в писательство! Нас же в такой массе перестанут замечать!!!"— замечу, сходство идеи этого абзаца почти дословное... один в один — спам-сообщение:
"Раньше мы с друзьями работали на оператора сотовой связи и пронюхали номерок, при помощи которого можно добавлять деньги на счет. Жадные буржуи уволили нас, но с тобой мы поделимся: отправляешь смс с кодом... на номер..."
далее...
"Это инженеру по фигу или почти по фигу, сколько еще инженеров будет, для всех работа найдется, а в литературе, как и в спорте, чемпион только один!"— при помощи нерелевантных сравнений второй абзац пытается вас убедить, что вас засудят прямо на дистанции, как только эту дистанцию отыщут. А пока что разворачивают травлю на олимпийские резервы. Тревожно.
"Потому в этом виде спорта конкуренция, как нигде, жестокая и кровавая. Она не ограничивается лишь распусканием порочащих слухов, это уже внутриклановая борьба, но все борющиеся друг с другом стараются с завидным единодушием не допускать в свои ряды новых, молодых. При советской власти эти принимало форму недопущения молодых в Союз писателей, а сейчас, потеряв такой рычаг, можно напирать на другой: ребята, да пишите, как вам душа подсказывает! Этому не надо учиться, не надо знать никакие приемы: просто пишите! Что хотите и как хотите."— может, не только я потерял тот момент в истории человечества, когда по специальности "писатель" обучали целенаправленно и профессионально?
Намек на идею автора можно истолковать так: в какой-то момент одному предприимчивому человеку может взбрести в голову учить других искусству, предположим, правильного чихания. Больше такие вещи человечеству нельзя оставлять на самотек, заметит Бендер, торопливо пересчитывая выручку от реализации руководств по рефлекторному выдыханию.
...конкуренция, как нигде, жестокая и кровавая. Она не ограничивается лишь распусканием порочащих слухов, это уже внутриклановая борьба, но все борющиеся друг с другом стараются с завидным единодушием не допускать в свои ряды новых, молодых. <...>
Потому я, которому вы уже не соперники (ну хотя бы по возрасту), говорю вам грустную правду— писатель Банев, помнится, не мог ответить на вопрос, связанный с проблемой бессмертия... О широте взглядов писателя и в этом случае можно легко сулить. Писатель Никитин загубил в себе отличного конвейерного сборщика аппаратуры. Потому что он хочет соревноваться здесь и сейчас. Сборщики, существовавшие вчера, не в счет; они работали на устаревшем оборудовании. Сборщики будущего пальцем левой руки побьют все рекорды сборщика Никитина. Деньги, которые есть на рынке в данный момент, должны быть поделены сегодня — и между существующими у конвейера "синими воротничками". Досадный факт — множество денег "уплывает" к мертвым мастерам из-за покупки переизданных книг — не вписывается в картину, нарисованную торопливым тружеником цеха.
Что лежит в основе заявлений, что писать научиться невозможно? Давайте только честно, а?.. Во-первых, это уязвленное самолюбие авторов. Ведь до этого доказывали дурам, что обладают неким даром, которого у других нет. Избранные, так сказать.— мне, читателю руководства о том, как стать писателем, трудно разобраться в потоках авторского сознания; вижу только, что автор негодует. Обложка косвенно предупреждала...
Но автор находчив; нерешительность читателя, столкнувшегося с набором слов, он разбавляет противоречием:
(о структуре книги - прим. моё) нет трудолюбивого крота, который все бы систематизировал и выстроил в длинную занудную лекцию, а есть набор коротких и четких правил, как пройти путь от нуля до чемпиона. Правил, написанных опытным тренером.— так почему "опытный тренер", излагающий "четкую" программу, разумеющую определенный порядок действий, отрицает возможность систематического построения такого материала?
"И, давайте уж без лишней скромности, тренер этот – то есть я! – взялся не из академических кругов, а прошел длинный путь от абсолютного новичка в литературе до чемпиона. Ладно, до одного из чемпионов."— какие пассажи, какая ценная для читателя информация о том, что автор долго готов делить первое и второе в литературе место между собой и ... собой!
"Долгие годы профессия поэта или писателя окружалась тайной. Насаждалась мысль, что это от Бога, дар небес, особое состояние души, и прочий вздор, которым, однако, очень хорошо морочить голову восторженным дурам."— кроме спорных утверждений читатель неожиданно для себя получит попросту некорректные заявления от шовиниста — по той же цене и под той же обложкой! Торопитесь)
"...писательская братия охотно морочила голову не одно тысячелетие."— необоснованные высказывания слышатся не только в адрес несчастных представительниц прекрасного пола, но и в сторону неизвестных необыкновенно организованных заговорщиков. Масла в огонь с истинно королевским мастерством подливают упоминания "тренера" Никитина о паранормальных явлениях, вкрадчиво рассыпанные на первых двух страницах книги:
"телепатия, ясновидение, тибетские маги, Бермудский треугольник, хилеры, деревья-людоеды" — содержимое пятого абзаца книги...
"Нам всем хочется чего-то необычного! Всегда с растопыренными, как у коров, ушами и челюстями до пола слушаем о ясновидении, телепатии, НЛО, Бермудском треугольнике, Несси, снежном человеке, деревьях-людоедах"—... а это всего шесть абзацев спустя! Ощущается акцент на "деревьях-людоедах", не так ли?
Но вот чему так и не научил меня великий Никитин... так это понять из его слов, что за "хилеры" такие... Неужто специализация лекаря, известная из многопользовательских ролевых игр?
В конце первых двух тысяч символов ко мне пришло, наконец, понимание, что за книгу я решился описать вам, уважаемый читатель. Это не руководство для начинающего писателя. Это книга ужасов. Вы поймете это, если вчитаетесь в следующее никитинское изречение:
"...за каждый свой роман Стивен Кинг получает около десяти миллионов долларов, а ведь и он понимает, что не Толстой, не Толстой и даже не Шекспир." — выстраивается четкая цепочка: тот, чье мастерство не идет в сравнение с талантом Толстого, имеет еще надежду оказаться птицей того же полета, что и некий Шекспир.
На этом я решил прервать чтение этого замечательного руководства для писателей. Возможно, я буду лишен возможности обнаруживать у себя внезапно появившуюся седину после каждой перевернутой страницы; просто при дальнейшем изучении, опасаюсь, величие слога и мысли Ю. Никитина окажется за гранью, которую еще может постичь мое воображение.
Благодарю вас за внимание! До новых встреч в рубрике "Ликбез"!
п. с. Книга выглядит странно даже тогда, когда читатель вспоминает о любви ее автора к троллингу.
С целью достичь большей привлекательности и разнообразия в отношении тематики выпусков, сегодня я рассматриваю проблему оценки книг, обращенных к желающим начать и усовершенствовать писательские навыки. Вы увидите: не все подобные книги окажутся полезными.
Никитин Ю., "Как стать писателем", 2004., 2-е изд.
Каждому посетителю книжного магазина известно - о книге многое может сказать обложка.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/1/9/65198/61855743.jpg)
То, что является взору читателя в данном случае, можно и нужно поскорее забыть. Даже если оставить без внимания намек на изображенный "Меч Руматы", персонаж с обложки ужасает. Проблемы ли цветности, умысел ли художника сделали волосы этого человека зелеными? Возможно, точный ответ знает лишь Киса Воробьянинов. Остервенение, написанное на лице героя, всё же оставим без комментариев.
Какими словами встречает книга незадачливого читателя, посмевшего раскрыть ее после столь явного предостережения, глядевшего с обложки? Далее курсивом выделены цитаты из книги Ю. Никитина "Как стать писателем".
"В этой книге расскажу вещи достаточно очевидные для меня, профессионального писателя, но которые вот уже который год вызывают раздраженный вой у большинства людей, считающих себя литературной элитой. И от всех слышу это озлобленное: сволочь, не выдавай секреты! Это же сколько придурков ломанется в писательство! Нас же в такой массе перестанут замечать!!!"— замечу, сходство идеи этого абзаца почти дословное... один в один — спам-сообщение:
"Раньше мы с друзьями работали на оператора сотовой связи и пронюхали номерок, при помощи которого можно добавлять деньги на счет. Жадные буржуи уволили нас, но с тобой мы поделимся: отправляешь смс с кодом... на номер..."
далее...
"Это инженеру по фигу или почти по фигу, сколько еще инженеров будет, для всех работа найдется, а в литературе, как и в спорте, чемпион только один!"— при помощи нерелевантных сравнений второй абзац пытается вас убедить, что вас засудят прямо на дистанции, как только эту дистанцию отыщут. А пока что разворачивают травлю на олимпийские резервы. Тревожно.
"Потому в этом виде спорта конкуренция, как нигде, жестокая и кровавая. Она не ограничивается лишь распусканием порочащих слухов, это уже внутриклановая борьба, но все борющиеся друг с другом стараются с завидным единодушием не допускать в свои ряды новых, молодых. При советской власти эти принимало форму недопущения молодых в Союз писателей, а сейчас, потеряв такой рычаг, можно напирать на другой: ребята, да пишите, как вам душа подсказывает! Этому не надо учиться, не надо знать никакие приемы: просто пишите! Что хотите и как хотите."— может, не только я потерял тот момент в истории человечества, когда по специальности "писатель" обучали целенаправленно и профессионально?
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
...конкуренция, как нигде, жестокая и кровавая. Она не ограничивается лишь распусканием порочащих слухов, это уже внутриклановая борьба, но все борющиеся друг с другом стараются с завидным единодушием не допускать в свои ряды новых, молодых. <...>
Потому я, которому вы уже не соперники (ну хотя бы по возрасту), говорю вам грустную правду— писатель Банев, помнится, не мог ответить на вопрос, связанный с проблемой бессмертия... О широте взглядов писателя и в этом случае можно легко сулить. Писатель Никитин загубил в себе отличного конвейерного сборщика аппаратуры. Потому что он хочет соревноваться здесь и сейчас. Сборщики, существовавшие вчера, не в счет; они работали на устаревшем оборудовании. Сборщики будущего пальцем левой руки побьют все рекорды сборщика Никитина. Деньги, которые есть на рынке в данный момент, должны быть поделены сегодня — и между существующими у конвейера "синими воротничками". Досадный факт — множество денег "уплывает" к мертвым мастерам из-за покупки переизданных книг — не вписывается в картину, нарисованную торопливым тружеником цеха.
Что лежит в основе заявлений, что писать научиться невозможно? Давайте только честно, а?.. Во-первых, это уязвленное самолюбие авторов. Ведь до этого доказывали дурам, что обладают неким даром, которого у других нет. Избранные, так сказать.— мне, читателю руководства о том, как стать писателем, трудно разобраться в потоках авторского сознания; вижу только, что автор негодует. Обложка косвенно предупреждала...
Но автор находчив; нерешительность читателя, столкнувшегося с набором слов, он разбавляет противоречием:
(о структуре книги - прим. моё) нет трудолюбивого крота, который все бы систематизировал и выстроил в длинную занудную лекцию, а есть набор коротких и четких правил, как пройти путь от нуля до чемпиона. Правил, написанных опытным тренером.— так почему "опытный тренер", излагающий "четкую" программу, разумеющую определенный порядок действий, отрицает возможность систематического построения такого материала?
"И, давайте уж без лишней скромности, тренер этот – то есть я! – взялся не из академических кругов, а прошел длинный путь от абсолютного новичка в литературе до чемпиона. Ладно, до одного из чемпионов."— какие пассажи, какая ценная для читателя информация о том, что автор долго готов делить первое и второе в литературе место между собой и ... собой!
"Долгие годы профессия поэта или писателя окружалась тайной. Насаждалась мысль, что это от Бога, дар небес, особое состояние души, и прочий вздор, которым, однако, очень хорошо морочить голову восторженным дурам."— кроме спорных утверждений читатель неожиданно для себя получит попросту некорректные заявления от шовиниста — по той же цене и под той же обложкой! Торопитесь)
"...писательская братия охотно морочила голову не одно тысячелетие."— необоснованные высказывания слышатся не только в адрес несчастных представительниц прекрасного пола, но и в сторону неизвестных необыкновенно организованных заговорщиков. Масла в огонь с истинно королевским мастерством подливают упоминания "тренера" Никитина о паранормальных явлениях, вкрадчиво рассыпанные на первых двух страницах книги:
"телепатия, ясновидение, тибетские маги, Бермудский треугольник, хилеры, деревья-людоеды" — содержимое пятого абзаца книги...
"Нам всем хочется чего-то необычного! Всегда с растопыренными, как у коров, ушами и челюстями до пола слушаем о ясновидении, телепатии, НЛО, Бермудском треугольнике, Несси, снежном человеке, деревьях-людоедах"—... а это всего шесть абзацев спустя! Ощущается акцент на "деревьях-людоедах", не так ли?
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
В конце первых двух тысяч символов ко мне пришло, наконец, понимание, что за книгу я решился описать вам, уважаемый читатель. Это не руководство для начинающего писателя. Это книга ужасов. Вы поймете это, если вчитаетесь в следующее никитинское изречение:
"...за каждый свой роман Стивен Кинг получает около десяти миллионов долларов, а ведь и он понимает, что не Толстой, не Толстой и даже не Шекспир." — выстраивается четкая цепочка: тот, чье мастерство не идет в сравнение с талантом Толстого, имеет еще надежду оказаться птицей того же полета, что и некий Шекспир.
На этом я решил прервать чтение этого замечательного руководства для писателей. Возможно, я буду лишен возможности обнаруживать у себя внезапно появившуюся седину после каждой перевернутой страницы; просто при дальнейшем изучении, опасаюсь, величие слога и мысли Ю. Никитина окажется за гранью, которую еще может постичь мое воображение.
Благодарю вас за внимание! До новых встреч в рубрике "Ликбез"!
п. с. Книга выглядит странно даже тогда, когда читатель вспоминает о любви ее автора к троллингу.
@темы: Ликбез
спасибо, замечательный материал! а советы-то хоть были какие-нибудь в итоге?
относительно полезными являются те части коротенького труда "тренера", в которых сказано о "паразитах" (это не я акцентирую, это перечислять нечего), о самостоятельности и независимости авторского решения о конечном варианте текста... И всё... 0_о
Например, тот же "тренер" в главе, называющейся "Примеры, что убирать из текста"
призывает: "Просмотрите этот абзац: он написан без оглядки на эти «высокие требования изящной словесности». Ну и что?"
К слову, абзац содержит такое:
"Есть и такие, их немало, они считают себя знатоками языка, учат этому других, снисходительно посматривают на тех, кто «не дорос», но на самом деле это, конечно, шиза."— повествователь боится забыть, о чем начал говорить, поэтому напирает на местоимения, в итоге плюет и говорит главное, ради чего канителился: "Шиза это всё!"
Ну и плюс великий чемпион устраивает "разбор полетов" Чехова, Бунина... причем вылавливает один и тот же изъян (видимо, чтоб нам было интереснее, да и сам боится сбиться): избыточное уточнение. Я молчу о том, что, конечно, избыточные уточнения - первое, что надо искоренить... Хочется сказать только, что часто у классиков лишнее притяжательное местоимение поддерживало некоторую языковую картину или подчеркивало интонацию.
"Чехов. Рассказ «Именины»:
«Он вытер платком свой бритый красный подбородок».
(
прим. Ю. Никитина:А мог и чужой вытереть. А вытер не просто свой, а тот из своих, которых бритый и красный. Небритые и бледные оставил в слюнях.)"для читателя цитата из классика, тем не менее, звучит как "Уж отворял свой вас-ис-дас"...
я вот вообще не в курсе ничего об авторе =/
"Великая вещь Word, многих научил грамотности, да и мне, честно говоря, подсказал, как надо писать некоторые слова, а то я привычно писал «черезчур» и «жолуди» и не понимал, почему этот дурацкий комп подчеркивает эти простые и понятные слова. Щелкнул правой кнопкой мыши, чтобы посмотреть, чего эта железяка хочет, и поразился, что, оказывается, нужно – «чересчур» и «желуди», как будто я не человек, а не знаю что, москаль, к примеру, что даже «пыво» не может сказать, как люди."
— представляется, что слово "лопата" могло бы все исправить!"Не самый лучший, но зато легкий способ сравняться с героями и подвижниками – это стянуть их за ноги с небес в наше теплое болотце. Этим юмор и занимается.
Возвращаясь к литературе, вспомним все яркие образы в литературе: Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Роланд, Тристан и Изольда, Гамлет, Отелло, Анна Каренина, Базаров, Онегин, Печорин, Павка Корчагин… там юмором и не пахло, авторы прекрасно понимали, что любая шуточка снижает героику.
Когда уж очень невтерпеж, для этого существует такая ипостась, как «спутник героя», которому юморить можно за двоих. Это Санчо Панса, дед Щукарь и великое множество, вы сами их вспомните, которые, как доктор Ватсон, оттеняют достоинства своего героя. Тут могут возразить, что Шерлок Холмс как раз и юморил нередко, но сам Шерлок при всей популярности образа все же задумывался не как герой, он и не есть герой." - facepalm в данном случае универсален: годится, если автор серьезен, и в случае, если всё сказанное - шутка.
А он это всё читал? Что-то не верится. Ибо юмор там имеет место быть. Онегин - с первого стиха романа, в Гильгамеше - никак не менее пяти "юморных" эпизодов, Гамлет без иронии вообще непредставим... Про Одиссея молчу (Кто тебя обидел? - Меня обидел Никто!")
Похоже, автор этой книги "читал" только комиксы про обозначенных персонажей. Очень такие серьезные и патетические комиксы...
Тем не менее, в древних героических сказаниях бывал и юмор в современном представлении (почитать хоть про Илью Муромца), либо могли отсутствовать как юмор, так и трагизм. ИМХО, к образу Роланда что юмор, что трагизм добавят столько же нового, сколько к образу Геракла рассказ о любом подвиге — тут дело не так обстоит, как кажется простодушному автору перечисления: пошутил былинный герой - всё, религия развенчана.
Ощущение довольно ясное: Никитин, когда писал книгу, подбирал примеры, - короче, в любой момент титанического этого труда — не имел представления, чем вообще занят и куда клонит.
тролль обыкновенный, 1 штука
Это книга не об том, как стать писателем;
это книга об том, как делать бабки плетением слов.
Для этого надо полагать читателя дураком и гнуть свою (любую) линию - безграмотно, но очень напористо.