Категорически не приемлю категоричность
Логика и нравственность — две вещи несовместные. Грустное зрелище представляет собою нравственный человек, вдруг возапеллировавший к логике!
Сократ таких давным-давно разоблачил. Логикой.
А через 400 лет после Сократа Христос сделал их самоназвание («фарисеи») ругательным словом.
Совесть нелогична. Как и Бог. Совесть, подчиняясь логике, перестаёт быть самой собой. Вместо утверждения добра (даже в ущерб своему носителю), совесть, подчинившаяся логике, ищет меньшее из зол. А меньшее из зол — тоже зло...
Нравственный человек, подчинившийся логике, перестаёт быть нравственным. Он прослывёт либо героем, либо преступником (что, на мой взгляд, одно и то же), но изменит самому себе...
Примерно так.
Сократ таких давным-давно разоблачил. Логикой.
А через 400 лет после Сократа Христос сделал их самоназвание («фарисеи») ругательным словом.
Совесть нелогична. Как и Бог. Совесть, подчиняясь логике, перестаёт быть самой собой. Вместо утверждения добра (даже в ущерб своему носителю), совесть, подчинившаяся логике, ищет меньшее из зол. А меньшее из зол — тоже зло...
Нравственный человек, подчинившийся логике, перестаёт быть нравственным. Он прослывёт либо героем, либо преступником (что, на мой взгляд, одно и то же), но изменит самому себе...
Примерно так.
1. Это дневниковая запись
2. Мне кажется, вы тут используете под термином "логика" что-то вроде здравого смысла. Потому что нравственность никак не противоречит математической дисциплине "логика".
3. Нравственность может противоречить здравому смыслу отдельно взятого человека, однако она очень хорошо ложится в "логику" общества в целом. Нравственные нормы направлены на сохранение численности людей в обществе и на их мирное взаимосуществование - то есть на процветание и сохранение общества. Мобильник тоже противоречит здравому смыслу с точки зрения волоса в носу.
Спасибо, Федя, я всё равно рад. Ибо даже срач есть реакция, а на хрена чего писать, если нет реакции?
нравственность никак не противоречит математической дисциплине "логика"
А вот тут я вам запятую поставлю. Нравственность есть следование нравам, и ничего более. А нравы не логикой формируются, нравы формируются сиюминутными потребностями общества и евоных членов. Они (нравы) имеют свойство устаревать, но держаться за древний образ самих себя - эрго, они по меньшей мере нелогичны...
По третьему из ваших пунктов возражеий не имею, поскольку он бессмыслен
Нет.
Он их не решает. Он их объявляет несуществующими. И в этом он неправ.
Вообще, для начала нужно бы разобраться, что именно имеется ввиду. Нравственность может же быть как внешней (общественная мораль), так и внутренней (совесть).
С внешней навязанной нравственностью спорит, не то ли что логика, но зачастую и совесть конкретного индивидуума.
Но с другой стороны само наличие внешней нравственности, как сдерживающего фактора, для общества логично - иначе трэш, угар и содомия.
А вот конкретному человеку навязанная мораль может и мешать принимать решения посредством логики (и вот здесь в помощь имморализм, не путать с аморальностью). Тут уж ничего не поделаешь - придётся выбирать что-то для себя, либо следовать уставу, либо самостоятельно исследовать жизнь и делать свои выводы в соответствии со своей логикой (ибо индивидуальная логика, она же здравый смысл, у каждого своя; логики абсолютной не существует, а логику , как инструмент познания, мало кто «верно» использует).
Что касается уживаемости внутренней нравственности(совести) с личной логикой человека, то тут всё прекрасно. Человеку, как правило, кажется вполне логичным следовать своей совести, своим внутренним кодексам и принципам. А, что касается когнитивных диссонансов в отдельно взятых ситуациях, то их и нужно рассматривать в контексте этих ситуаций.
Такие глукосмысленные разсуждения...
Спасибо!
Начинается.
МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) — особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.
Так что избавьте нас от чудиновской фразеологии
Логика нужна для решения задач, а не для формирования чего либо.
По третьему из ваших пунктов возражеий не имею, поскольку он бессмыслен
^__^ То есть, аргументов нет, я так и знал
Если вам что-то не понятно, не стесняйтесь, я разъясню ^__^
Виктория Вэн, согласен.
или геометрию и мораль
или геометрию и мораль
Не знаю, а интересно. Логик сейчас много, и формальных, и неформальных, так что какие-то из них наверняка в этой области работают.
Только вот, тут в сабже под "логикой" и "нравственностью" понимаются какие-то не те вещи.
Логик сейчас много,
Собсна, вот и ответ.
Надо будет на дни науки куда-нибудь сходить.)
Пожалуй, вы правы... Я надеялся на эмоциональную дискуссию - увы, не случилось.
Логика её победила
Ах, если бы! Задушила во младенчестве! А то и вовсе абортировала...
Есть нормы общества (типа - свобода движения кулака заканчивается чужой мордой), они тоже более или менее логичны, если все будут размахивать кулаками - бардак будет.
Вполне можно обосновать нравственность логикой, причем очень простой - как аукнется, так и откликнется.
не, одно из другого, я бы сказала.
а вы, кажется, противопоставляете библию и эволюцию
Конкретизируйте: что из чего? Мораль из логики, или логика из морали?
На мой взгляд, возможен как тот, так и другой генезис - и ни один из них не обязателен...
вы, кажется, противопоставляете библию и эволюцию
Нет. Во всяком случае я НЕ считаю их логичными - ни Библию, ни эволюцию
Achenne, Есть нормы общества (типа - свобода движения кулака заканчивается чужой мордой), они тоже более или менее логичны, если все будут размахивать кулаками - бардак будет
Гм... Простите, но мне ваше возражение не представляется логичным — скорее наоборот. Оно не просто нелогично — оно воинственно противологично. Оно похоже на диалоги Сократа: он в любых своих диалогах с ученикамми демонстрировал несостоятельность логики, сводя («логически») любое утверждение либо к абсурду, либо к его (утверждения) противоположности...
Счёл нужным возразить вам ещё раз:
Деидеологизация не есть идеология.
Имморализм не есть мораль.
Но при всём при том человек (в том числе и я) почему-то нуждается и в морали, и в идеологии...
Может, это просто наша видовая особенность?
Это нелогично. Но морально
Логика проста: сила действия равна противодействию. Закон физики.
Применительно к кулаку и морде, правда: если ты дашь кому-то в морду, тебе скорее всего, дадут в морду с той же силой)
Упрощенно, но тем не менее.
Увы я не понял: в чём возражение-то?
Мне дадут в морду?
Морально не бить в рожу людей и логично.
Увы, Федя. Увы, не всегда.
И вообще, очень по-разному.
Бывает ли, знаете ли, очень морально называть людей зверями и бить их в морду, и волочь в ментовку, которая сейчас полтовка. Когда они нарушают наши святые табу и за свой счёт (во наглость-то!) оплачивают биотуалеты на Патриарших прудах. Сцуки! Подонки! Людей из себя изображают!
Ну и т.д., и т.п.
Что вы понимаете под "логикой", что вы понимаете под "моралью", как вы видите их противоречивость?
Беспредметный ведь разговор.
Под "логикой" я понимаю обоснование своего действия (или своего бездействия, что чаще). Под "моралью" я понимаю ссылку на прошлые (век назад, десятилетие назад, тысячелетие назад) привычки, оправдывающие (якобы оправдывающие) современные действия властей.
Противоречивости, как правило, нет, если власть не запутается. У власти, как правило, есть грамотные консультанты. Хотя и не всегда.