Не ждать
Снарный цикл. Книга первая. Единственный волшебник.
Жил-был дракон цвета пламенной зари. И на всём белом свете не нашлось бы существа подобного ему, повелителю бурь и ветров. И когда его тень падала на Снарные воды, все морские жители замирали и молча, застыв в восхищении, смотрели ему вслед. Дракон поднимался к звёздам и танцевал с ними до упоения, а по утрам люди часто путали его огненное дыхание с восходом солнца. И приветствовали его как избавителя от тьмы.
отрывок 1Однажды летом властитель неба заметил, что ночи становятся длиннее, а дни короче и холоднее. Но то не зима приближалась. А солнце слабело, и лучи его не грели. Мир погружался во мрак, и в сердцах людей селился страх.
Ткань времени рвалась, поглощая свет и выплёвывая чёрную жижу пустоты. Люди растворялись, исчезали, и никакие стоны и заклинания не могли их вернуть. Птицы не пели, и бабочки, сложив крылья, ждали конца. А на месте городов появлялись чёрные дыры, заполненные пеплом.
И дракон был опечален тем, что его любимый мир умирает.
Он полетел в самое сердце хаоса, где смешались тьма и безвременье, в бездну, затерявшуюся в беспокойных водах Снарного моря. И там, разрывая когтями грудь, изливая кровью сердце, красный дракон смешался с пустотой, штопая ткань мироздания своей жизнью.
И утром солнце принесло тепло, бабочки расправили крылья, запели птицы, и страх был изгнан из людских сердец. Мир вновь стал прекрасен.
Но над землёй уж больше не парил дракон цвета пламенной зари.
В Снарном мире любят рассказывать сказку о красном драконе, но каждый на свой лад. В одной версии дракон погибает. В другой возрождается и вырывается на свободу, разрывая морскую гладь. Ещё шепчут, что каждый дракон когда-то был человеком.
Не знаю, было ли что-то из этого на самом деле или всё выдумка. Но я расскажу вам свою сказку, хотя, конечно, это не сказка, а чистая правда. Но кто мне поверит?
Часть 1. Царство крыс
Сейчас, много лет спустя, странно вспоминать то время, когда я не знала простых правил мироздания и мне было невдомёк, что тот мир, откуда я родом, лишь песчинка среди сотен других. Да, бывают места, усыпляющие тишью и благодатью, и места, пугающие кровавыми реками и мостовыми из человеческих зубов. А в иных мирах всюду преследует тонкий аромат волшебства: запах миндаля или перечной мяты. Я даже забредала туда, где и вовсе нет разумной жизни — только фиолетово-жёлтые всплески энергии, пересекающие пространство.
И хотя всё это случилось безумно давно, но, закрывая глаза, я всё ещё могу вспомнить мельчайшие детали. Надеюсь, у меня достаточно времени, чтобы по порядку рассказать о себе, о волшебнике Септимии Крауде, смерти которому не желал только ленивый, и о красном драконе.
Первое правило, что мне предстояло усвоить: меж собой миры соединены подчас толстой, непробиваемой стеной, а порой совсем тоненькой перегородкой, как дверь на чёрную лестницу, за рифлёным стеклом которой всегда видны лишь расплывчатые очертания неизведанного.
Никогда не любила этой двери: в детстве я насмотрелась передач об убийствах в тёмных закоулках и всё ждала, что кто-нибудь выскочит из-за неё.
Сказать по правде, в моей голове и без того обитало много тараканов, одним больше, одним меньше – какая разница? Конечно, многовато для будущего клинического психиатра, и мне стоило бы сначала себя привести в порядок, а уж потом лезть со скальпелем в чужую душу. Но я всегда выкручивалась, и никто не подозревал, какая каша порой творилась в моей голове! Видимо, я была тем типичным случаем, когда человек лезет в психиатрию не чтобы помогать другим, а чтобы разобраться в себе. Но в этом малюсеньком секрете я с трудом признавалась даже самой себе.
Ну и пусть! В те времена я просто радовалась, что никто не замечал, как сильно билось моё сердце всякий раз, когда я помогала профессору во время бесед с пациентами. Нашла кого бояться! Впрочем, спасало не актёрское мастерство, а то, что мало кого волновала стажер с чашкой кофе. Невысокая, со стрижкой-каре и задумчивым лицом – серая мышка.
Жили мы тихо и скромно. Отец целыми днями трудился в лаборатории, изучал бактерии и микробы. Виделись мы редко. В детстве, помню, любила заглядывать в его портфель, всё надеялась найти что-нибудь интересное, но он никогда не приносил домой сюрпризов. И лишь захлопывал дипломат у меня под носом и укоризненно грозил пальцем.
Мать металась между драгоценным хозяйством и работой бухгалтера. Она относилась к тем людям, у которых всё непременно должно быть идеально, и особо её волновала оценка соседей. Да, она жаждала быть лучшей во всём. Наверное, поэтому я оказалась для неё сплошным разочарованием. Я не любила институт, который она выбрала для меня, скрупулёзно изучив все справочники, не писала гениальных курсовых или статей в научные журналы, не поражала соседей успехами. Я старалась жить тихо и скромно, игнорируя всё, что не попадало в круг моих интересов.
Ещё была Светка: милая сестричка постоянно норовила занять мой письменный стол красками, пастелью и альбомными листами, мол, места ей не хватает в своей комнате. Временами я дико завидовала Светке. Обладая большими недостатками, чем я, она умудрилась снискать больше любви и ласки. Она могла залить акварелью всю кухню, но это не вызывало у матери такого огорчённого выражения лица, как моя четвёрка. Наверное, весь фокус заключался в том, что несмотря на приносимый хаос, Светка хорошо рисовала, особенно портреты, она улавливала главное в человеке и умело переносила на холст. Соседи и учителя хвалили Светку, что льстило матери, которая, впрочем, не оставляла попыток её переделать: «Если ты ещё кухню мыла после себя!»
Я почти всё время сидела дома, если не считать походов в институт и двух-трёх в неделю вылазок на практику в клинику. Я жила в мире учебников, книжек со старыми сказками и потёртых кед. Мама не возражала бы против учебников, будь это книги по выбранной специальности, экономике, но их я принципиально не брала в библиотеке, а рефераты скачивала в Интернете и через пень-колоду пересказывала на семинаре. Ах, да, в Снарном мире нет такого понятия, как Интернет, поэтому попробую объяснить: это огромный массив информации, который существует в «вымышленном» пространстве, если хотите – мире, и доступ к нему осуществляется с помощью особых механизмов - компьютеров.
Вместо экономики я с удовольствием изучала психологию, раз за разом проваливая контрольные по экономическому анализу. И даже моя стажировка в достаточно крупной клинике не считалась успехом.
В отличие от некоторых сверстников я остерегалась гулять по вечерам, ходить в клубы и на дискотеки. И даже это матушка записала мне в минус. Хотя шатайся я по клубам, она требовала бы прекратить это безобразие. Но при текущем положении вещей моя нелюбовь к развлечениям лишь говорила о моей ненормальности и отколотости от общества.
Временами я чувствовала, что нахожусь не на своём месте. Вероятно, потому так легко и позволила втянуть себя в эти абсолютно не нужные мне и разрушившие все планы приключения.
Порой накатывала скука. Дома мне не с кем было обсудить «Толкование сновидений». Никто не хотел говорить со мной о Достоевском, и даже Светку больше волновали мальчики-одноклассники, чем разговоры с сестрой. Мы жили на разных планетах. И мне казалось совершенно невозможным и удивительным, что мы были одной семьёй.
Но и другим моя жгучая мечта казалась странной. Фи! Целыми днями взаперти просиживать над книгами, а затем до пенсии гладить по головке неудачников и анорексиков! Не чушь ли?
Всё началось с трёхчасового знакомства с шарлатаном-психотерапевтом, которого маме присоветовала тётя Вера, соседка и заядлая сериаломанка. За три часа уплачена половина месячного заработка — и вот я выслушиваю лекцию о смысле жизни глазами окружающих и не могу понять, почему должна наматывать на ус советы тех, кто живёт не так, как я мечтаю? Мне настолько опротивело это бесцеремонное выворачивание истины, что я поклялась стать самым лучшим специалистом, чтобы никому больше не пришлось переживать таких унижений.
С тех пор я носила чёрную повязку-браслет на правом запястье.
И каждый день до позднего вечера просиживала над книгами или мечтала о белом халате и чернильных кляксах Роршаха. Конечно, я делала это больше ради себя, чем ради спасения других, но, думаю, всё-таки стала бы психиатром. Возможно, даже не самым плохим.
Но случилось иначе.
Мой фальшиво-сладостный покой нарушило вторжение человека по имени Септимий Крауд.
Он был выше меня на голову, и я смотрела на него снизу вверх. Всё в нём говорило о решительности и суровом характере. Тёмные волосы оттеняли светлую кожу, и казалось, он пришёл откуда-то издалека, где редко не светит солнце. Серые глаза напоминали пастельные мелки моей сестры, и сосредоточенный умный взгляд говорил о том, что он пережил так много, что хватит не на одну жизнь. Но в то же время Крауд не казался старым. Я бы ни за что не смогла назвать его возраст, только если плюс-минус десять лет, что уж совсем точностью не пахнет.
Раньше я не видела. Не знаю, как давно он жил в нашем доме. Месяц? Полгода? Удивительно, но за всё время нашего знакомства я его об этом так и не спросила. Крауд мог оказаться кем угодно и сколь угодно долго жить в нашем доме. До поры до времени он оставался для меня загадкой, которую я силилась разгадать. Да чего уж юлить? Я и сейчас не уверена, что знаю его. Слишком многое он не рассказывал, о многом я и не спрашивала.
А теперь уж поздно.
В тот апрельский день Крауд, в чёрном пальто с поднятым воротом, стоял у подъезда нашего дома и что-то искал в мобильном телефоне. Увидев меня, он произнёс:
— Девушка, не подскажете, как пройти к метро? А то машина сломалась, на работу не доехать.
Наш дом находился не так далеко от подземки, чтобы не знать дороги до станции. Потому вопрос удивлял.
— Метро там, — махнула рукой в сторону. — Идёте вдоль белого дома, сворачиваете на аллею, метров через сто будет станция.
— Спасибо. Ты – Вики?
― Да, ― замешкалась я. Откуда он знает моё имя? Быстрый взгляд: нет, вроде мы раньше не говорили. Столь пронзительный взгляд серых глаз я бы запомнила.
― Септимий Крауд. Прекрасного дня, фея.
И, улыбнувшись, ушёл.
Улыбка, похожая на мимолётный солнечный луч, тёплая и ласкающая. Поражённая, я простояла минут пять и лишь потом опомнилась.
Больше я никогда не видела этой волшебной улыбки на его губах.
На некоторое время и я думать о нём забыла, полностью погрузившись в свои проблемы. Мама собиралась пристроить меня в компанию к знакомым, чтобы они сделали из меня первоклассного экономиста, а я думала о том, как мне после стажировки получить место медсестры в стационаре. Конечно, это не то же самое, что иметь уютный кабинет с кушеткой и кофейным столиком и принимать уставших от офисных дрязг и домашних неурядиц, но надо же с чего-то начинать. К тому же клиника – отличное место, чтобы получше познакомиться с самыми тяжёлыми случаями и узнать, до чего может дойти, если вовремя не заметить признаки душевного расстройства и пустить дело на самотёк. Вся проблема заключалась в том, что для серьёзной, для настоящей работы мне требовалась одна небольшая бумажка – диплом по психиатрии. А меня ждала корочка экономиста. И я совершенно не видела выхода.
Вскоре я ещё раз столкнулась с Септимием Краудом, и эта встреча выбила меня из колеи. После – всё валилось из рук, и я не знала, что мне делать.
Мы с Машкой как раз выходили из института, обе обеспокоенные навалившимися контрольными работами и недописанными курсовыми.
Подруга жужжала о вселенской несправедливости, когда я заметила Крауда, прислонившегося к автомобилю. Он махнул мне рукой.
— Подвести?
— Нет, спасибо.
Я намеревалась пройти мимо, но Машка застыла как вкопанная.
— Да ладно тебе, Вик! Давай прокатимся. Это ведь твой знакомый?
— Ну да, в одном доме живём.
— Супер! — Машка уже забиралась в машину, но я и не подумала двинуться с места.
— Садись, — пригласил мужчина. — Я как раз в сторону дома еду.
Неожиданно для себя довольно улыбнулась.
— Не могу. Мне надо на практику в клинику, а затем в книжный магазин.
Крауд внимательно посмотрел на меня и усмехнулся.
— Ты учишься на экономиста, а работаешь в психушке. Разрываешься между двумя делами и толком не делаешь ни то, ни другое, а на самом деле просто не знаешь, кем хочешь быть. А это означает, что ты занимаешься не своим делом. Подумай об этом.
С этими словами он сел в машину. В окне мелькнуло довольно лицо Машки. И они оба уехали.
Знаете, в глубине души я, наверное, завидовала Машке: высокая, симпатичная, общительная и бесстрашная. С ней мы сдружились случайно: сели за одну парту на английском и разговорились. Машка не боялась завязывать новые знакомства и всегда добивалась своего, для неё точно не существовало никаких преград! А я так не умела и потому молча поплелась к автобусной остановке. Машка-то справится и с контрольными, и с курсовыми, и с летней практикой, а я – вряд ли.
В клинике никак не могла отделаться от мысли: вдруг я, правда, занимаюсь не своим делом? Да что этот пришлый незнакомец может знать обо мне и моих желаниях?
В конце концов, всё закончилось тем, что я перепутала отчёты, пролила на них кофе для начальника и осталась до позднего вечера, чтобы переделать работу.
Домой я вернулась только к половине одиннадцатого.
Этим вечером я должна была отложить в сторону всё, что мне любо-дорого, и сосредоточиться на курсовой, которая никак не хотела выстраиваться в связный набор предложений.
Но погрузиться в работу мне опять не дала мысль, преследовавшая меня весь день: ты занимаешься не своим делом.
— Ну, что за наказание!
Я выползла на кухню. Там уже обосновалась Светка. Разложила десятки альбомных листов с набросками и огромный ватман, на который старательно переносила что-то с эскиза.
— Что делаешь? — я подвинула несколько листков и села на край стула. — Тебе не пора спать? Уже поздно.
— В школе конкурс, — отмахнулась сестра.
Не помню, чтобы когда я училась, у нас бывали конкурсы. Жизнь моей сестрёнки была интересной, и уж Светка никогда не засомневается, своим ли делом она занята.
Я принялась заваривать чай. Чашки уже дымились, когда на кухню вошла мать.
— Что за бардак? Света, быстро собери и иди к себе. Опять же проспишь!
Мы молча наблюдали, как сердитая Светка сгребает вещи. Наверняка, останется после уроков и будет всё доделывать в школе, а завтра вечером мать её немного пожурит за позднее возвращение домой, но похвалит за отличный рисунок.
— Вика, ты написала курсовую?
Матери всегда нужно всё контролировать. Теперь, когда Светка ретировалась с кухни, мишенью стала я.
— Ещё нет.
— Уже апрель. Разве тебе не нужно торопиться? Ты уже выбрала, где летом будешь проходить практику? Я уже говорила, что могу порекомендовать тебя в одну компанию помощником в аналитический отдел.
— Посмотрим. Ладно, уже поздно. Мне завтра к первой паре. Спокойной ночи.
Прекрасно знала, что вместо первой пары пойду гулять. Мне надо проветрить мозги и найти какой-то выход.
Конец апреля выдался на редкость неприятным из-за дождей. Но мне нравился запах мокрых распускающихся листочков и вспышки луж.
Под пальто я надела шерстяную кофту, чтобы не замёрзнуть. Неторопливо прогуливалась по дорожкам парка, и мирно плавающие утки меня успокаивали.
— Неужели тебе нравится такая погода?
Вновь этот странный мужчина. Из-под куртки торчит ворот белого свитера, руки в карманах, а волосы растрёпаны ветром.
— Мне нравится любая погода. Главное, чтобы тихо и можно было помечтать.
— А я ненавижу дожди, сырость и ветер. Там, откуда я, почти всегда тепло. Только зимой идёт дождь, но тогда можно уехать на юг.
— Вы, наверное, из Европы?
Но он лишь едва заметно усмехнулся. И я не могла отделаться от мысли, что он что-то скрывает.
— Хочешь кофе?
Пожала плечами. Что преступного в том, чтобы немного посидеть в уютном кафе? К тому же мне, как будущему специалисту-мозгоправу, полезно изучать людей.
Тихая музыка, деревянные столики и кованые крючки для верхней одежды – всё располагало к неторопливой беседе. Крауд заказал американо для себя, латте – для меня. Он знал, что я люблю, не спрашивая.
— Зачем мы тут?
— Погреться.
Когда принесли кофе, он отнюдь не спешил пить, а обхватил кружку руками, чтобы согреться. Я улыбнулась и сделала так же. Если мы и были в чем-то похожи, так это в том, что оба не переносили холода.
Я заметила у него шесть перстней с огромными голубыми камнями. Несколько больше, чем нужно мужчине.
— Раньше я не видела у вас колец. Зачем так много?
От его взгляда мне стало не по себе, исподлобья, чуть безумный.
— Стало быть, мне так надо.
Мы ни о чём не говорили. Я смотрела по сторонам. И время от времени ловила на себе его пронизывающий взгляд. Отворачивалась, позволяя ему изучать себя, но не узнавая о нём ни капли. Мне хотелось встать и уйти, но я никак не могла себя заставить. К тому же официант принёс мой любимый торт-медовик, хотя я и не помнила, чтобы просила. Пришлось остаться.
Конечно, я бы могла принять Крауда за маньяка, выслеживающего жертву, или просто за типа со странностями и послать куда подальше, избегать общения, но любопытство меня пересилило. Да и в облике его не было ничего отталкивающего, если не считать подчас пронзительного взгляда.
К полудню он расплатился за кофе и молча ушёл, даже не осыпав меня парочкой колких наставлений или советов, коих я ожидала. У меня осталось неприятное чувство, будто меня обманули.
Больше он не искал со мной встречи, а я, уязвлённая, прицепилась к нему как банный лист. Наверное, мне хотелось доказать, что он не прав: я занимаюсь своим делом, знаю чего хочу. Я достаточно интересный человек, и одного утра в кафе мало, чтобы изучить меня.
Наступил май, и, наконец, потеплело. В прошлом году я любовалась зелёной листвой с балкона, но из-за Крауда стала чаще выходить на улицу. Сидела с Киттри на лавочке, ждала своего таинственного незнакомца, следом за ним юркала в подъезд. Он не заговаривал со мной больше, а я жаждала той пленительной улыбки, что в первый раз. И, честно, его молчание безумно оскорбляло. Крауд превращался в навязчивую идею.
В то время я, наконец, выбрала свой путь - психиатрию, начисто отказавшись от экономики. И настала пора от теории переходить к практике. Не всю же жизнь кофе профессору приносить? Конечно, к настоящим душевнобольным меня бы никто не допустил, поэтому я решила опробовать способности на новом жильце, быстро и метко распороть его, изучить и прилепить поразительно точный ярлык. Возможно, если мне удастся написать небольшое исследование, то меня возьмут на работу и без диплома. Главное доказать, что я чего-то стою. Мне предстояло решить лишь одну небольшую проблему: с чего начать?
Крауд казался холодным и отстранённым, и меня бросало в жар от одной мысли, что я заговорю первой.
Возможно, мне стоило бы молча за ним наблюдать, но разве так насобираешь материал? Я должна была вызвать его на откровенность, завязать доверительный разговор или взорвать, заставить вылезти из ледяного кокона и выложить всё как на духу. Иначе как мне выяснить, имеют ли основания мои выводы? Мне нужно было доказательство, одно неосторожно оброненное слово, которое раскроет его душу.
Тогда я не знала, что Крауд не бросается словами и если злится, то злится строго по расчёту. Жизнь научила его играть, а мне лишь предстояло освоить это искусство.
Жил-был дракон цвета пламенной зари. И на всём белом свете не нашлось бы существа подобного ему, повелителю бурь и ветров. И когда его тень падала на Снарные воды, все морские жители замирали и молча, застыв в восхищении, смотрели ему вслед. Дракон поднимался к звёздам и танцевал с ними до упоения, а по утрам люди часто путали его огненное дыхание с восходом солнца. И приветствовали его как избавителя от тьмы.
отрывок 1Однажды летом властитель неба заметил, что ночи становятся длиннее, а дни короче и холоднее. Но то не зима приближалась. А солнце слабело, и лучи его не грели. Мир погружался во мрак, и в сердцах людей селился страх.
Ткань времени рвалась, поглощая свет и выплёвывая чёрную жижу пустоты. Люди растворялись, исчезали, и никакие стоны и заклинания не могли их вернуть. Птицы не пели, и бабочки, сложив крылья, ждали конца. А на месте городов появлялись чёрные дыры, заполненные пеплом.
И дракон был опечален тем, что его любимый мир умирает.
Он полетел в самое сердце хаоса, где смешались тьма и безвременье, в бездну, затерявшуюся в беспокойных водах Снарного моря. И там, разрывая когтями грудь, изливая кровью сердце, красный дракон смешался с пустотой, штопая ткань мироздания своей жизнью.
И утром солнце принесло тепло, бабочки расправили крылья, запели птицы, и страх был изгнан из людских сердец. Мир вновь стал прекрасен.
Но над землёй уж больше не парил дракон цвета пламенной зари.
В Снарном мире любят рассказывать сказку о красном драконе, но каждый на свой лад. В одной версии дракон погибает. В другой возрождается и вырывается на свободу, разрывая морскую гладь. Ещё шепчут, что каждый дракон когда-то был человеком.
Не знаю, было ли что-то из этого на самом деле или всё выдумка. Но я расскажу вам свою сказку, хотя, конечно, это не сказка, а чистая правда. Но кто мне поверит?
Часть 1. Царство крыс
Сейчас, много лет спустя, странно вспоминать то время, когда я не знала простых правил мироздания и мне было невдомёк, что тот мир, откуда я родом, лишь песчинка среди сотен других. Да, бывают места, усыпляющие тишью и благодатью, и места, пугающие кровавыми реками и мостовыми из человеческих зубов. А в иных мирах всюду преследует тонкий аромат волшебства: запах миндаля или перечной мяты. Я даже забредала туда, где и вовсе нет разумной жизни — только фиолетово-жёлтые всплески энергии, пересекающие пространство.
И хотя всё это случилось безумно давно, но, закрывая глаза, я всё ещё могу вспомнить мельчайшие детали. Надеюсь, у меня достаточно времени, чтобы по порядку рассказать о себе, о волшебнике Септимии Крауде, смерти которому не желал только ленивый, и о красном драконе.
Первое правило, что мне предстояло усвоить: меж собой миры соединены подчас толстой, непробиваемой стеной, а порой совсем тоненькой перегородкой, как дверь на чёрную лестницу, за рифлёным стеклом которой всегда видны лишь расплывчатые очертания неизведанного.
Никогда не любила этой двери: в детстве я насмотрелась передач об убийствах в тёмных закоулках и всё ждала, что кто-нибудь выскочит из-за неё.
Сказать по правде, в моей голове и без того обитало много тараканов, одним больше, одним меньше – какая разница? Конечно, многовато для будущего клинического психиатра, и мне стоило бы сначала себя привести в порядок, а уж потом лезть со скальпелем в чужую душу. Но я всегда выкручивалась, и никто не подозревал, какая каша порой творилась в моей голове! Видимо, я была тем типичным случаем, когда человек лезет в психиатрию не чтобы помогать другим, а чтобы разобраться в себе. Но в этом малюсеньком секрете я с трудом признавалась даже самой себе.
Ну и пусть! В те времена я просто радовалась, что никто не замечал, как сильно билось моё сердце всякий раз, когда я помогала профессору во время бесед с пациентами. Нашла кого бояться! Впрочем, спасало не актёрское мастерство, а то, что мало кого волновала стажер с чашкой кофе. Невысокая, со стрижкой-каре и задумчивым лицом – серая мышка.
Жили мы тихо и скромно. Отец целыми днями трудился в лаборатории, изучал бактерии и микробы. Виделись мы редко. В детстве, помню, любила заглядывать в его портфель, всё надеялась найти что-нибудь интересное, но он никогда не приносил домой сюрпризов. И лишь захлопывал дипломат у меня под носом и укоризненно грозил пальцем.
Мать металась между драгоценным хозяйством и работой бухгалтера. Она относилась к тем людям, у которых всё непременно должно быть идеально, и особо её волновала оценка соседей. Да, она жаждала быть лучшей во всём. Наверное, поэтому я оказалась для неё сплошным разочарованием. Я не любила институт, который она выбрала для меня, скрупулёзно изучив все справочники, не писала гениальных курсовых или статей в научные журналы, не поражала соседей успехами. Я старалась жить тихо и скромно, игнорируя всё, что не попадало в круг моих интересов.
Ещё была Светка: милая сестричка постоянно норовила занять мой письменный стол красками, пастелью и альбомными листами, мол, места ей не хватает в своей комнате. Временами я дико завидовала Светке. Обладая большими недостатками, чем я, она умудрилась снискать больше любви и ласки. Она могла залить акварелью всю кухню, но это не вызывало у матери такого огорчённого выражения лица, как моя четвёрка. Наверное, весь фокус заключался в том, что несмотря на приносимый хаос, Светка хорошо рисовала, особенно портреты, она улавливала главное в человеке и умело переносила на холст. Соседи и учителя хвалили Светку, что льстило матери, которая, впрочем, не оставляла попыток её переделать: «Если ты ещё кухню мыла после себя!»
Я почти всё время сидела дома, если не считать походов в институт и двух-трёх в неделю вылазок на практику в клинику. Я жила в мире учебников, книжек со старыми сказками и потёртых кед. Мама не возражала бы против учебников, будь это книги по выбранной специальности, экономике, но их я принципиально не брала в библиотеке, а рефераты скачивала в Интернете и через пень-колоду пересказывала на семинаре. Ах, да, в Снарном мире нет такого понятия, как Интернет, поэтому попробую объяснить: это огромный массив информации, который существует в «вымышленном» пространстве, если хотите – мире, и доступ к нему осуществляется с помощью особых механизмов - компьютеров.
Вместо экономики я с удовольствием изучала психологию, раз за разом проваливая контрольные по экономическому анализу. И даже моя стажировка в достаточно крупной клинике не считалась успехом.
В отличие от некоторых сверстников я остерегалась гулять по вечерам, ходить в клубы и на дискотеки. И даже это матушка записала мне в минус. Хотя шатайся я по клубам, она требовала бы прекратить это безобразие. Но при текущем положении вещей моя нелюбовь к развлечениям лишь говорила о моей ненормальности и отколотости от общества.
Временами я чувствовала, что нахожусь не на своём месте. Вероятно, потому так легко и позволила втянуть себя в эти абсолютно не нужные мне и разрушившие все планы приключения.
Порой накатывала скука. Дома мне не с кем было обсудить «Толкование сновидений». Никто не хотел говорить со мной о Достоевском, и даже Светку больше волновали мальчики-одноклассники, чем разговоры с сестрой. Мы жили на разных планетах. И мне казалось совершенно невозможным и удивительным, что мы были одной семьёй.
Но и другим моя жгучая мечта казалась странной. Фи! Целыми днями взаперти просиживать над книгами, а затем до пенсии гладить по головке неудачников и анорексиков! Не чушь ли?
Всё началось с трёхчасового знакомства с шарлатаном-психотерапевтом, которого маме присоветовала тётя Вера, соседка и заядлая сериаломанка. За три часа уплачена половина месячного заработка — и вот я выслушиваю лекцию о смысле жизни глазами окружающих и не могу понять, почему должна наматывать на ус советы тех, кто живёт не так, как я мечтаю? Мне настолько опротивело это бесцеремонное выворачивание истины, что я поклялась стать самым лучшим специалистом, чтобы никому больше не пришлось переживать таких унижений.
С тех пор я носила чёрную повязку-браслет на правом запястье.
И каждый день до позднего вечера просиживала над книгами или мечтала о белом халате и чернильных кляксах Роршаха. Конечно, я делала это больше ради себя, чем ради спасения других, но, думаю, всё-таки стала бы психиатром. Возможно, даже не самым плохим.
Но случилось иначе.
Мой фальшиво-сладостный покой нарушило вторжение человека по имени Септимий Крауд.
Он был выше меня на голову, и я смотрела на него снизу вверх. Всё в нём говорило о решительности и суровом характере. Тёмные волосы оттеняли светлую кожу, и казалось, он пришёл откуда-то издалека, где редко не светит солнце. Серые глаза напоминали пастельные мелки моей сестры, и сосредоточенный умный взгляд говорил о том, что он пережил так много, что хватит не на одну жизнь. Но в то же время Крауд не казался старым. Я бы ни за что не смогла назвать его возраст, только если плюс-минус десять лет, что уж совсем точностью не пахнет.
Раньше я не видела. Не знаю, как давно он жил в нашем доме. Месяц? Полгода? Удивительно, но за всё время нашего знакомства я его об этом так и не спросила. Крауд мог оказаться кем угодно и сколь угодно долго жить в нашем доме. До поры до времени он оставался для меня загадкой, которую я силилась разгадать. Да чего уж юлить? Я и сейчас не уверена, что знаю его. Слишком многое он не рассказывал, о многом я и не спрашивала.
А теперь уж поздно.
В тот апрельский день Крауд, в чёрном пальто с поднятым воротом, стоял у подъезда нашего дома и что-то искал в мобильном телефоне. Увидев меня, он произнёс:
— Девушка, не подскажете, как пройти к метро? А то машина сломалась, на работу не доехать.
Наш дом находился не так далеко от подземки, чтобы не знать дороги до станции. Потому вопрос удивлял.
— Метро там, — махнула рукой в сторону. — Идёте вдоль белого дома, сворачиваете на аллею, метров через сто будет станция.
— Спасибо. Ты – Вики?
― Да, ― замешкалась я. Откуда он знает моё имя? Быстрый взгляд: нет, вроде мы раньше не говорили. Столь пронзительный взгляд серых глаз я бы запомнила.
― Септимий Крауд. Прекрасного дня, фея.
И, улыбнувшись, ушёл.
Улыбка, похожая на мимолётный солнечный луч, тёплая и ласкающая. Поражённая, я простояла минут пять и лишь потом опомнилась.
Больше я никогда не видела этой волшебной улыбки на его губах.
На некоторое время и я думать о нём забыла, полностью погрузившись в свои проблемы. Мама собиралась пристроить меня в компанию к знакомым, чтобы они сделали из меня первоклассного экономиста, а я думала о том, как мне после стажировки получить место медсестры в стационаре. Конечно, это не то же самое, что иметь уютный кабинет с кушеткой и кофейным столиком и принимать уставших от офисных дрязг и домашних неурядиц, но надо же с чего-то начинать. К тому же клиника – отличное место, чтобы получше познакомиться с самыми тяжёлыми случаями и узнать, до чего может дойти, если вовремя не заметить признаки душевного расстройства и пустить дело на самотёк. Вся проблема заключалась в том, что для серьёзной, для настоящей работы мне требовалась одна небольшая бумажка – диплом по психиатрии. А меня ждала корочка экономиста. И я совершенно не видела выхода.
Вскоре я ещё раз столкнулась с Септимием Краудом, и эта встреча выбила меня из колеи. После – всё валилось из рук, и я не знала, что мне делать.
Мы с Машкой как раз выходили из института, обе обеспокоенные навалившимися контрольными работами и недописанными курсовыми.
Подруга жужжала о вселенской несправедливости, когда я заметила Крауда, прислонившегося к автомобилю. Он махнул мне рукой.
— Подвести?
— Нет, спасибо.
Я намеревалась пройти мимо, но Машка застыла как вкопанная.
— Да ладно тебе, Вик! Давай прокатимся. Это ведь твой знакомый?
— Ну да, в одном доме живём.
— Супер! — Машка уже забиралась в машину, но я и не подумала двинуться с места.
— Садись, — пригласил мужчина. — Я как раз в сторону дома еду.
Неожиданно для себя довольно улыбнулась.
— Не могу. Мне надо на практику в клинику, а затем в книжный магазин.
Крауд внимательно посмотрел на меня и усмехнулся.
— Ты учишься на экономиста, а работаешь в психушке. Разрываешься между двумя делами и толком не делаешь ни то, ни другое, а на самом деле просто не знаешь, кем хочешь быть. А это означает, что ты занимаешься не своим делом. Подумай об этом.
С этими словами он сел в машину. В окне мелькнуло довольно лицо Машки. И они оба уехали.
Знаете, в глубине души я, наверное, завидовала Машке: высокая, симпатичная, общительная и бесстрашная. С ней мы сдружились случайно: сели за одну парту на английском и разговорились. Машка не боялась завязывать новые знакомства и всегда добивалась своего, для неё точно не существовало никаких преград! А я так не умела и потому молча поплелась к автобусной остановке. Машка-то справится и с контрольными, и с курсовыми, и с летней практикой, а я – вряд ли.
В клинике никак не могла отделаться от мысли: вдруг я, правда, занимаюсь не своим делом? Да что этот пришлый незнакомец может знать обо мне и моих желаниях?
В конце концов, всё закончилось тем, что я перепутала отчёты, пролила на них кофе для начальника и осталась до позднего вечера, чтобы переделать работу.
Домой я вернулась только к половине одиннадцатого.
Этим вечером я должна была отложить в сторону всё, что мне любо-дорого, и сосредоточиться на курсовой, которая никак не хотела выстраиваться в связный набор предложений.
Но погрузиться в работу мне опять не дала мысль, преследовавшая меня весь день: ты занимаешься не своим делом.
— Ну, что за наказание!
Я выползла на кухню. Там уже обосновалась Светка. Разложила десятки альбомных листов с набросками и огромный ватман, на который старательно переносила что-то с эскиза.
— Что делаешь? — я подвинула несколько листков и села на край стула. — Тебе не пора спать? Уже поздно.
— В школе конкурс, — отмахнулась сестра.
Не помню, чтобы когда я училась, у нас бывали конкурсы. Жизнь моей сестрёнки была интересной, и уж Светка никогда не засомневается, своим ли делом она занята.
Я принялась заваривать чай. Чашки уже дымились, когда на кухню вошла мать.
— Что за бардак? Света, быстро собери и иди к себе. Опять же проспишь!
Мы молча наблюдали, как сердитая Светка сгребает вещи. Наверняка, останется после уроков и будет всё доделывать в школе, а завтра вечером мать её немного пожурит за позднее возвращение домой, но похвалит за отличный рисунок.
— Вика, ты написала курсовую?
Матери всегда нужно всё контролировать. Теперь, когда Светка ретировалась с кухни, мишенью стала я.
— Ещё нет.
— Уже апрель. Разве тебе не нужно торопиться? Ты уже выбрала, где летом будешь проходить практику? Я уже говорила, что могу порекомендовать тебя в одну компанию помощником в аналитический отдел.
— Посмотрим. Ладно, уже поздно. Мне завтра к первой паре. Спокойной ночи.
Прекрасно знала, что вместо первой пары пойду гулять. Мне надо проветрить мозги и найти какой-то выход.
Конец апреля выдался на редкость неприятным из-за дождей. Но мне нравился запах мокрых распускающихся листочков и вспышки луж.
Под пальто я надела шерстяную кофту, чтобы не замёрзнуть. Неторопливо прогуливалась по дорожкам парка, и мирно плавающие утки меня успокаивали.
— Неужели тебе нравится такая погода?
Вновь этот странный мужчина. Из-под куртки торчит ворот белого свитера, руки в карманах, а волосы растрёпаны ветром.
— Мне нравится любая погода. Главное, чтобы тихо и можно было помечтать.
— А я ненавижу дожди, сырость и ветер. Там, откуда я, почти всегда тепло. Только зимой идёт дождь, но тогда можно уехать на юг.
— Вы, наверное, из Европы?
Но он лишь едва заметно усмехнулся. И я не могла отделаться от мысли, что он что-то скрывает.
— Хочешь кофе?
Пожала плечами. Что преступного в том, чтобы немного посидеть в уютном кафе? К тому же мне, как будущему специалисту-мозгоправу, полезно изучать людей.
Тихая музыка, деревянные столики и кованые крючки для верхней одежды – всё располагало к неторопливой беседе. Крауд заказал американо для себя, латте – для меня. Он знал, что я люблю, не спрашивая.
— Зачем мы тут?
— Погреться.
Когда принесли кофе, он отнюдь не спешил пить, а обхватил кружку руками, чтобы согреться. Я улыбнулась и сделала так же. Если мы и были в чем-то похожи, так это в том, что оба не переносили холода.
Я заметила у него шесть перстней с огромными голубыми камнями. Несколько больше, чем нужно мужчине.
— Раньше я не видела у вас колец. Зачем так много?
От его взгляда мне стало не по себе, исподлобья, чуть безумный.
— Стало быть, мне так надо.
Мы ни о чём не говорили. Я смотрела по сторонам. И время от времени ловила на себе его пронизывающий взгляд. Отворачивалась, позволяя ему изучать себя, но не узнавая о нём ни капли. Мне хотелось встать и уйти, но я никак не могла себя заставить. К тому же официант принёс мой любимый торт-медовик, хотя я и не помнила, чтобы просила. Пришлось остаться.
Конечно, я бы могла принять Крауда за маньяка, выслеживающего жертву, или просто за типа со странностями и послать куда подальше, избегать общения, но любопытство меня пересилило. Да и в облике его не было ничего отталкивающего, если не считать подчас пронзительного взгляда.
К полудню он расплатился за кофе и молча ушёл, даже не осыпав меня парочкой колких наставлений или советов, коих я ожидала. У меня осталось неприятное чувство, будто меня обманули.
Больше он не искал со мной встречи, а я, уязвлённая, прицепилась к нему как банный лист. Наверное, мне хотелось доказать, что он не прав: я занимаюсь своим делом, знаю чего хочу. Я достаточно интересный человек, и одного утра в кафе мало, чтобы изучить меня.
Наступил май, и, наконец, потеплело. В прошлом году я любовалась зелёной листвой с балкона, но из-за Крауда стала чаще выходить на улицу. Сидела с Киттри на лавочке, ждала своего таинственного незнакомца, следом за ним юркала в подъезд. Он не заговаривал со мной больше, а я жаждала той пленительной улыбки, что в первый раз. И, честно, его молчание безумно оскорбляло. Крауд превращался в навязчивую идею.
В то время я, наконец, выбрала свой путь - психиатрию, начисто отказавшись от экономики. И настала пора от теории переходить к практике. Не всю же жизнь кофе профессору приносить? Конечно, к настоящим душевнобольным меня бы никто не допустил, поэтому я решила опробовать способности на новом жильце, быстро и метко распороть его, изучить и прилепить поразительно точный ярлык. Возможно, если мне удастся написать небольшое исследование, то меня возьмут на работу и без диплома. Главное доказать, что я чего-то стою. Мне предстояло решить лишь одну небольшую проблему: с чего начать?
Крауд казался холодным и отстранённым, и меня бросало в жар от одной мысли, что я заговорю первой.
Возможно, мне стоило бы молча за ним наблюдать, но разве так насобираешь материал? Я должна была вызвать его на откровенность, завязать доверительный разговор или взорвать, заставить вылезти из ледяного кокона и выложить всё как на духу. Иначе как мне выяснить, имеют ли основания мои выводы? Мне нужно было доказательство, одно неосторожно оброненное слово, которое раскроет его душу.
Тогда я не знала, что Крауд не бросается словами и если злится, то злится строго по расчёту. Жизнь научила его играть, а мне лишь предстояло освоить это искусство.
@темы: Рассказ
как дверь на чёрную лестницу, за рифлёным стеклом которой всегда видны лишь расплывчатые очертания неизведанного.
Никогда не любила этой двери: в детстве я насмотрелась передач об убийствах в тёмных закоулках и всё ждала, что кто-нибудь выскочит из-за неё. - тут я перечитывал шесть раз, чтобы понять, как предложения связаны. В первом из них вроде как "дверь" используется как метафора, и тут вдруг оказывается, что мы всё-таки говорим о двери, именно о двери. Если имелось в виду именно это, от, имхо, нужно по меньшей мере переформулировать.
человек лезет в психиатрию не чтобы помогать другим, а чтобы разобраться в себе - мне казалось, что для этого идут в психологию. Психиатрия все-таки занимается уже болезнями, а не отклонениями: шизофренией, паранойей и т.п. Люди идут в психиатры, чтобы продиагностировать у себя это?
особо её волновала оценка соседей - героиня никак не комментирует этот момент, который, в некотором роде выставляет её мать весьма недалеким человеком. Она не говорит, что это была её "странность", не пытается как-то оправдать это, так что создается впечатление, что ГГ считает это нормой. Это действительно так?
это не вызывало у матери такого огорчённого выражения лица, как моя четвёрка - почему "вызывало огорченное выражение лица у матери" вместо обычного "огорчало мать"?
Я почти всё время сидела дома, если не считать походов в институт и двух-трёх в неделю вылазок на практику в клинику. - имхо это уже нельзя назвать "сидела дома", это что-то вроде "никуда не ходила, кроме как в университет и на практику" или как-то так...
Я жила в мире учебников, книжек со старыми сказками и потёртых кед - здесь как будто логическая задачка: вычеркни лишнее. К чему упомянуты кеды?
это огромный массив информации, который существует в «вымышленном» пространстве, если хотите – мире, и доступ к нему осуществляется с помощью особых механизмов - компьютеров. - стоп
Сама по себе идея объяснять не устройство фэнтезийного мира как бы жителю нашего, но вместо этого объяснять устройство нашего мира жителю фэнтезийного - ок, можно попробовать, но почему начинать... так? То есть, опустим тот момент, что человеку, не знакомому с Интернетом, из этого объяснения ничего не будет понятно, - это даже не главная проблема. Главная проблема в том, что из наличия этого объяснения следует, что ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ понятия, упомянутые до и после в этом отрывке, жителю фэнтезийного мира прекрасно понятны. А также им отлично известно, что такое компьютер. Это точно так? Поясните, пожалуйста, этот момент, возможно, я неверно что-то понял.
отколотости - если бы это взято в кавычки, то мб и могло бы сойти, но в таком виде - точно нет
Раньше я не видела. - что?
с кушеткой и кофейным столиком и принимать уставших от офисных дрязг и домашних неурядиц - текст пытается убедить меня в том, что либо героиня, либо автор не знает разницы между психологией и психиатрией
Кстати, как именно героиня одновременно училась и на экономиста, и на психиатра?
Подвести - итоги?
я бы могла принять Крауда за маньяка, выслеживающего жертву - бинго! 10/10! Почему эта мысль пришла ей в голову только на энный раз? Странно выглядящий мужик, который преследует тебя, - это не мило и не чарующе, это стремно. ГГ боялась ходить по клубам и гулять по ночам, но незнакомец, внезапно появляющийся рядом с ней и предлагающий ей то подвезти, то чай-кофе, НИКАК не заставил её паучье чутье сработать. Тут что-то не так.
В целом начало навевает скуку. А еще - плохие предчувствия. В читателя сразу кидаются и драконом, и солнцем, и магами, и параллельными мирами - от всего этого голова кругом идет. Да и то, как развиваются события в прологе... это все слишком сильно напоминает те роскошные введения из кино и игр, где голос за кадром торжественно (и с эхом) задвигает: "В начале была тьма, но потом появился свет, и восстали создания из тьмы и пошли войной на свет, но тогда появились РЫЦАРИ СВЕТА и напинали порождениям тьмы по самое не шали, но тогда...." Но я лгу, потому что на самом деле звучит всё это примерно так: "Чувак, прости, мы ничего не придумали, поэтому вот тебе набор из нескольких рандомно выбранных красивых слов, составь в своём изображении предысторию, А ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ СПЕЦЭФФЕКТОВ! БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ НА ЭКРАН!"
Я вовсе не утверждаю, что ваша история такова, но начало её очень сильно напоминает мне обо всем вот этом вот, о чем предыдущий абзац.
Знаете, я не могу назвать себя прямо-таки фанатом вселенной Толкиена, но мне многое нравится и в ней самой, и в книгах, которые о ней. Например, я отчетливо помню свои впечатления от первого прочтения "Хоббита": я ни разу не был сбит с толку внезапно свалившейся на меня кучей неизвестных персонажей, мест, событий, метафизических понятий и т.д. Была нора, а в ней жил хоббит. Нам рассказывают про хоббита. Потом пришел маг. Рассказали про мага. Потом пришли гномы - рассказали про гномов. И вот так потихоньку вводят читателя в курс дела. И вот теперь, когда я думаю об этом, мне кажется, что без пролога этот отрывок стал бы выглядеть лучше.
Кстати, забавное совпадение: к ничего не подозревающему о Настоящем Волшебстве™ и Настоящих Приключениях™ ГГ приходит волшебник, потом приходит еще раз, а потом приходит еще раз... а что у вас происходит дальше? Волшебник берет ГГ с собой в путь-дорогу и показывает те самые Волшебство™ и Приключения™ ?
Кстати, как именно героиня одновременно училась и на экономиста, и на психиатра?
На экономиста в институте на дневном, на психиатра сама, дома.
Странно выглядящий мужик
Почему "странно"?
а что у вас происходит дальше? Волшебник берет ГГ с собой в путь-дорогу и показывает те самые Волшебство™ и Приключения™ ?
Она, конечно, попадёт в другой мир, но путешествовать по большей части будет одна. Насчет волшебства, не знаю, что именно вы имели в виду, но тут нет волшебных палочек, длинных магических формул, заклинаний и вспышек со спецэффектами.
И вот теперь, когда я думаю об этом, мне кажется, что без пролога этот отрывок стал бы выглядеть лучше.
Я достаточно долго сомневалась, куда вставлять сказку про дракона: в начало или туда, где о драконах пойдёт речь.
На остальные замечания отвечу чуть позже. Спасибо, что написали.
consolo, нет. Есть только всякое законченное старьё, но оно старьё, мне не нравится и потому не вижу смысла с ним знакомиться.
рекламыоригинальности темы.Странным он показался лично мне, возможно, героиня так не считает - ладно, тут уж ей видней. Но я счел бы странным человека, который не назвал своего настоящего имени, а то, которое он назвал - псевдоним или типа того. То есть мы-то с вами знаем, что оно настоящее, но что должен думать герой? Привет! Моё имя - Седьмой Толпа. У меня машина есть, хочешь, покатаю?
Даже если ей не пришло в голову попереводить это имя на русский, как это пришло в голову мне, она должна была понять, что имя.... не русское. Из чего, наверно, следует, что он иностранец. Да и сама ГГ предполагает это. При этом в тексте не сказано ничего про акцент. Он был? Если был, то надо сказать. Если не был, то этому надо удивиться - иностранец чисто говорит по-русски, не странно ли? А если он русский, но при этом называется ненастоящим именем, то это еще в сто раз страннее. Вот поэтому я и назвал его странным. А ГГ все эти моменты никак не настораживают?
Насчет волшебства, не знаю, что именно вы имели в виду - да не, вопрос касался не волшебства, а завязки истории. Просто когда я вижу чародея, который приходит к ГГ, потом снова приходит к ГГ, а потом снова приходит к ГГ, то мне начинает казаться, что некоторое время спустя он придет снова и заберет ГГ с собой... куда-нибудь.
компьютер, если речь о чём-то привычном - это электронное
программируемоеустройство, так что упоминание механических механизмов тут с какого боку, простите?бывают и программируемые механизмы, но это совсем другой вопрос.ну эт так, к Мэри Луни, наверное...Говорят же "лисапед"Reine Salvatrise, ну, ок, а книга у вас завершённая есть из любого "цикла"? пусть макси, но с чего-то начать можно?
Могу предложить половину черновика "Единственного волшебника", часть 1 "царство крыс" полностью, часть 2 "странница" 3 отрывка. На пару вечеров хватит.
Ладно, могу предложить ещё один рассказ из старого, но он написан 5 лет назад или 4, не помню. И, на мой взгляд, неактуален.
Merry Loony,
читать дальше
Первое правило, что мне предстояло усвоить: меж мирами находятся стены, иногда толстые и непробиваемые, а порой совсем тоненькие перегородки. - получается, что стены бывают толстые, а бывают перегородки. Либо и там, и там существительные в качестве эпитета, либо прилагательные, иначе это режет слух.
И в стенах бывают – проходы - а зачем здесь тире?
видны лишь расплывчатые очертания неизведанного - такая живописная черная лестница? Смотришь на неё сквозь стекло, и кажется, что там не ржавые балясины, гнилые поручни и пепельница [банка Nescafe] на подоконнике, а очертания неизведанного?
всё, происходящее рядом, оставалось вне поля её зрения - и, тем не менее, первая тысяча слов текста посвящена нудноватому описанию всего, что происходило и происходит рядом с героиней. Показания не сходятся.
Измененный абзац о комплексах матери вроде бы и нравится мне чуть больше, но, с другой стороны, я понимаю, что от этого предыстория становится еще длиннее.
сработало бы на грубого и невоспитанного типа - если ГГ, как она сама утверждает, смотрела много передачек про убийства и т.п., то она должна знать, что маньяки ОЧЕНЬ редко ведут себя так. Ведь таки чаще всего ими оказываются те самые милые и воспитанные дедушки, которые живут с тобой по соседству.
А если это всё-таки было наваждение, то объяснение можно (и, как мне пока что кажется, нужно) вставить сразу. Вы в первых абзацах говорите, что он был колдуном, т.е. интриги в этой части уже никакой нет. Следовательно, вы можете сразу сказать, что это всё колдовство, и далее описать все те странности в незнакомце, на которые ГГ непременно обратила бы внимание, не будь тут колдовства - в частности и на акцент.
А у меня "отколотость" прекрасно нагуглилась, правда, не в словарях, а во всяких текстах. Значит, люди пользуются этим словом.
Измененный абзац о комплексах матери вроде бы и нравится мне чуть больше, но, с другой стороны, я понимаю, что от этого предыстория становится еще длиннее.
В одной из предыдущих версий её убогая серая жизнь описывалась намного короче. Но мне показалось, что для убедительности надо ещё расписать, что у неё было и что она потеряла. Иначе семья была какой-то картонной декорацией. А было так:
читать дальше
А дальше волшебник, дверь и все вытекающие последствия.
Посоветуете резать и искать средний вариант между тем, что было, и тем, что стало?
всё, происходящее рядом, оставалось вне поля её зрения - и, тем не менее, первая тысяча слов текста посвящена нудноватому описанию всего, что происходило и происходит рядом с героиней. Показания не сходятся.
Тогда она и в самом деле на многое могла не обратить внимание, но вспоминая годы спустя, вспоминает и те детали, которые тогда пропустила, но которые осели где-то на дне сознания.
А что вам показалось самым нудным?
сработало бы на грубого и невоспитанного типа - если ГГ, как она сама утверждает, смотрела много передачек про убийства и т.п., то она должна знать, что маньяки ОЧЕНЬ редко ведут себя так.
Ок. А если бы она не смотрела передачек про убийства, было бы более убедительно?
Давайте по порядку: мы узнаем, что у ГГ есть отец, мать и сестра. ГГ хочет учиться на психиатра (или психолога? Из текста мы понимаем, что она слабо разбирается в этих терминах - это я указывал ранее). Но приходится ГГ учиться на экономиста, потому что так хотела мать.
И это всё. Мы знаем что-то об отношениях между ГГ и её матерью? Они ссорились? Что именно делала мать, заставая дочь за чтением не тех книг? Устраивала скандал с криком и нецензурной бранью или покачивала головой, цокала языком и уходила в другую комнату? Не одобрять-то можно по-разному. И не этим же одним ограничивались их отношения, в конце концов. А что мы знаем о взаимоотношениях между ГГ и её отцом? Она любила его? Уважала его? А он её? Увы, текст нам ответов не дает. Отношения с сестрой? Не, текст дает нам понять, что у ГГ была сестра, но, опять же, ГГ её любила? Они проводили время вместе? А раньше? А в детстве? Вы даете читателю понять, что семья у ГГ была - была как факт. Но мы не знаем ничего о том, кто, к кому и как в этой семье относился, поэтому читатель вряд ли сможет посопереживать ГГ, когда она эту семью потеряет. ГГ больше никогда не увидит отца, с которым, как следует из текста, они редко виделись/разговаривали? ГГ больше никогда не увидит мать, которая всю жизнь её недооценивала? Так зашибись же! Что она теряет-то?
Отсюда же следует ответ на вопрос о нудности - нудными мне кажутся описания и предыстории, где вода толчется в ступе, и в итоге смысл 1100 сказанных слов умещается в два предложения. Так и чем в таком случае оправдано раздувание объема?
Вопрос об урезании и поиске среднего в этом свете (лично для меня, подчеркиваю это) равнозначен вопросу "Сколько давать информации, которая ничего не объясняет и ни к чему не ведет? Одну страницу или две?". И я хочу ответить вопросом на вопрос: а можно ни то, и ни другое? Тут, имхо, нужно не скрещивать то, что было, с тем, что стало, а создавать принципиально иную версию, которая таки будет давать относящуюся к сюжету или к героине информацию.
А если бы она не смотрела передачек про убийства - да нехай себе смотрит, просто сразу дайте читателю понять, что колдун колдует, и если сделаете все правильно, то других объяснений не потребуется.
Merry Loony, если есть время, то буду благодарна за свежий взгляд.
Что она теряет-то? - в продолжении, которое я сейчас постараюсь выложить, подчёркивается, что она теряла не столько отношения с семьей, сколько возможность жить так, как ей хочется. И в новом варианте (ниже) тоже говорится, что для неё важна была её жизнь такой, какая она есть, спланированная.
Снарный цикл. Книга первая. Единственный волшебник.
Часть 1. Царство крыс
читать дальше
читать дальше
когда я закрываю глаза, то всплывают мельчайшие детали. - было бы лучше, если бы ей вспоминались мельчайшие детали или приходили на ум, а всплывание сюда как-то не подходит.
что я не знаю где бы хотела учиться - запятая
закрытая дверь в комнату немало помогала - почему не "закрытая дверь комнаты"? Но даже так что-то не очень... возможно, стоит описать момент чуть подробнее? Сказать, что когда ГГ доставали, она закрывалась в своей комнате, и это вызывало такую-то и такую реакцию, ну и т.д.
Но мой фальшиво-сладостный покой нарушило вторжение человека по имени Септимий Крауд.
Он был выше меня на голову... - когда эти предложения выстроены именно в таком порядке, создается впечатление, что сидела-сидела ГГ у себя в комнате, и тут из ниоткуда Крауд начал к ней вторгаться. Мб стоит сперва сказать что-то вроде "впервые мы встретились там-то и там-то", а потом уже переходить к описанию внешности?
что уж совсем точностью не пахнет - мне не нравится пахнущая точность
знаю чего хочу - запятая
Сидела с Киттри на лавочке - было бы неплохо объяснить, кто это, потому что здесь это имя появляется впервые
что Крауд не бросается словами и если злится - запятая
В целом лично мне такой вариант нравится чуть больше. Через некоторое время прочту следующий отрывок.
автору и сочувствующим проясню немного:
я правдоруб, в выражениях стесняться не буду.читательское внимание, прочтение текста - отличная награда для писателя. на его текст тратят время, хотят читать ещё, одобряют, узнают. Но упорно почему-то общественное мнение навязывает оценку книги с коммерческой точки зрения. почему-то. искусство по ценности=$.а что тогда, когда тратишь деньги на книги, которые оказались бесполезными или вредными?
записываешь в хейт-лист имя автора, а то и наименование издательства. и в последнее время эта тенденция ширится: в совке бабушки кланялись в пояс, когда им представляли писателя, сейчас кривятся, плюются и предлагают купить мопсика, чтоб закрыть впадину.
автора мне мешало читать обилие отрывков, вываленных широким фронтом в сеть. такая уйма недоделок, как будто за автором черти гнались и не было возможности доосмыслить, пождодав, а потом перечитать и вывалить хотя бы вторую редакцию, а не сразу первую.
при этом автор ведь точно не стал бы возиться с выкройками, которые ему дали сначала с 50% содержанием ошибок (бишь эскиз от руки примерно на такой-то размер, но все примерно), потом с 25% ошибок всего лишь... аналогия полная, терпения не хватит ни у кого - сидеть и сличать. проще дождаться финального релиза.
и всё это густо пересыпано тем, что я ненавижу в т.н. русском фэнтези. расхожими драконами и магами (хватит насиловать трупы! трупы ЧУЖИХ легенд, которые уже подоили, потом в центрифуге выкрутили, снова намочили и снова подоили - и так много раз). то есть ничего оригинального, даже попыток отмазаться, как у Семёновой.
соу, я читаю ради лулзов. ни в коем случае я не стал бы покупать такую книгу, которая про нашего попаданца в мире магии с чуждыми брендами вампиристики, лекантропии и эльфойоп... поклонения тонкозвонкой красоте.
приступим.
тот мир, откуда я родом, лишь песчинка среди сотен других. Да, бывают места, усыпляющие тишью и благодатью, и места, пугающие кровавыми реками и мостовыми из человеческих зубов— ок. где оригинальность? почему, придумывая параллельные миры, сразу рисуют эльфийские лежбища, все в росе и порхающих феях, и в противоположность - демонически-злые круги ада? так проще - кому проще? на какого читателя рассчитывает автор? книжку планируется давать в нагрузку при покупке дачного сортира или билета на электричку? и, кроме того, в этом мире, безо всяких других, параллельных, есть церковь из костей, гора крестов, а есть пейзажи Новой Зеландии. и все это на одном земном шарике. неужели все те миры такие однозадачные?
А в иных всюду преследует тонкий аромат волшебства: запах миндаля или перечной мяты. - книга и не для детей. потому что атмосферность кривая; даже начинающим я бы сказал так: чем пахнет волшебство? волшебством. это как ощущение присутствия военного диктатора. как харизма. чем пахнет харизма махатмы ганди? нет, серьезно, даже если он умащивал тело драгоценными маслами, я бы не стал сравнивать с чем-то популярненьким, с ведьминскими травами. а уж волшебство, пронизывающая магия-то куда более масштабна.
итак, автор ощутил свободу. хочет писать грандиозное. а в итоге снова по шаблону: дай конюху построить дворец - он конюшню золотую отгрохает.
мелко.
магия - мята. магия - миндаль. и прочие пряности, знакомые по текстам песен. хорошие пряности, но о религиях востока ещё можно писать, отталкиваясь от храмовых благовоний, хотя прямое сравнение и там неуместно. а тут - о магии. нельзя; еще и потому, потому что на данном моменте читатель даже не знает, добрая это магия или злая, лечильная или боевая. а уже миндалемята, а уже куркума с кумином.
бывают места, усыпляющие тишью и благодатью, и места, пугающие кровавыми реками и мостовыми из человеческих зубов. А в иных всюду преследует тонкий аромат волшебства: запах миндаля или перечной мяты. Но есть и чудесный мир, где ни о чём подобном и не подозревают. - перечислено много. постройки на костях есть на бренной Земле. а последнее предложение говорит: есть чудесный мир, в котором не подозревают о перечисленном выше, а выше была магия. а как тогда в том мире, где магии нет и в умозрительном плане, появилось понятие чуда, чудесного? и в том же мире нет благодати, так как отрицается весь абзац.
чтобы по порядку рассказать о себе и о волшебнике Септимии Крауде, смерти которому не желал только ленивый.- тут такой спойлер про С. Крауда. И он отличился, раз так. ведь даже насчет Дж.Карвена из "....истории Чарльза Декстера Варда" местные испытывали сомнения, им требовалось много доказательств, прежде чем они восстали против некроманта.
я тихо и скромно жила с родителями - тишь и благодать еще можно списать на устойчивое выражение, но повтор определений- это плохо, невесело и выдает куцый словарный запас. как и дублирование определений, призванных создать ощущение. я жила неприметной жизнью - этого достаточно. нет, автор по-школярски задваивает: скромной и тихой. перестраховывается, утомляя читателя.
Мне было двадцать лет, и я заканчивала четвёртый курс.- придирка, вношу. автора сложно будет переводить, как Чапая, на мировые языки. потому что четвертый курс чего - может в скором времени оказаться неразгадываемым. как ваучеризация, как миша два процента.
Мой отец целыми днями трудился в лаборатории, изучал бактерии и микробы - а вирусы не изучал, чтоб не гонять оборудование зазря?
В детстве, помню, любила заглядывать в его портфель, всё надеялась найти что-нибудь интересное, но он никогда не приносил домой сюрпризов- чувствуется разочарование взрослой рассказчицы, так и не прикоснувшейся к спорам сибирской язвы, например. Вспоминается начало фильма "Скала". потому что скучно читать все эти проколы.
да и принцип Зингельштайнера, того самого, который утверждал, что первая страница книги должна цеплять и не отпускать, как ни прискорбно, тут оказывается пророческим. скучища; ну, пообещали нам чёрного мага, учителя Краббата. но пообещали в неразличимой перспективе, это ясно.
нет, серьёзно: я вынужден разгадывать этот абзац. что хотела девочка от папы, который пришел домой? ласки, чтоб побаловал. очевидно, рылась в его карманах, как лошадь, приученная к тому, что её угощают сладостями. так почему бы так и не написать - ждала, что папа принесет домой что-то из баловств, гостинцы, игрушку, ну хоть яркий буклет - если уж никуда не успел и не озаботился дочь порадовать.
ну, если так, то надо было яснее, без разночтений, именно этот вариант и вписать.
Он не тратил время попусту, всегда при деле, собран, сосредоточен- девочка наблюдала папу дома. а он не расслаблялся ни на секунду, мрачный псих. и когда спал на диване, был сосредоточен, и когда посуду мыл, был до крайности собран. ворвись террористы - уложил бы их одной левой! тяжело, наверное, детство прошло. папа учил стрелять из гранатомета, ставить растяжки... вешал вниз головой и заставлял собирать и разбирать ПМ, пока юшка из носу не брызнет.
по-прежнему нифига интересного, кроме штампов и кривуль. а полет идёт третью минуту.
Она жаждала быть лучшей во всём, и особо её волновала оценка соседей. Сейчас я думаю: это был один из тех детских комплексов, которые исподтишка оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Может, в детстве мать не была лучшей и её пытали примерами других детей -ну как бы мрачный невротик папа почему-то избежал участи быть обрызганным ядом из жала гг. интересно, почему? для многих особей дамского пола характерно несправедливо прикапываться к женщинам и неоправданно снисходительно всё прощать мужчинам, чтоб не дай б-г им не разонравиться, видимо.
ок, читатель думает о том, как автор неправ. это можно использовать, но, думаю, на такой финт должен распространяться тонкий расчет, которого я тут, чаю, не встречу.
не писала гениальных курсовых -никому в голову не придет искать гениальность в курсовой работе. и в реферате. и в эссе. и в вопросах с коллоквиумов. это как искать ядерщика среди тех, кто стоит в горячем цехе у плиты. курсовые дай высшие силы чтоб кто-то на плагиат проверил - в виде электронной версии. а то сдаются на вес или используются для устного ответа на в-сы препода. предлагаю: не участвовала в научной работе, в концеренциях для увлеченных наукой студентов, не брала грантов на исследования. предлагаю, но не жажду видеть ещё одну версию, 1.3, например, первой главы. просто для эрудиции авторской вношу кое-что. эрудированности маловато.
и пока что бобик сдох. автор собирает в первую главу все области деятельности, о которых знает по иллюстрированным кинолентам, что ли? и переписывает штампы? ну хватит нам пановых, ей-богу, которые переписывают кинопогони, ставя на паузу каких-нибудь терминаторов и вписывая экран слева направо построчно. а в конце у этих пановых входят маги и потрясают жезлом и свет! и бабах! и сияние! и вихрь! и всё стихло, и конфликт свернут.
ну и что об отце точно хотела поведать гг? а о матери? я понял, что они, как водится в штампах, закоренелые невротики, которым на дочь плЮвать, а дочь на них смотрит уз углов квартиры как мышь на крупу и дуется. вместо того, чтоб с детства потребовать внимания, как это делают дети с ее уровнем неприязни и безжалостности. а главное-эгоизма в стиле я дартаньян, начну свою историю о том, как весь мир вертится вокруг меня. а, кстати, о предках... вам это неинтересно, мне тоже, но мне, как дюма, платят за объем текста, так что поехали.
ишшо раз вопрошаю: нафига недодуманные предки ваще появились в тексте? если их образы потребуются в дальнейшем, то не мешало бы добавить реализма. да, и в фэнтези он тоже нужен - объемный, впечатляющий герой. а картон нужен только для сборников графоманских перлов. и все.
Обладая большими недостатками, чем я, она умудрилась снискать больше любви и ласки— косноязычие и повтор. бОльшими-бОльшую. И, автор, любой вменяемый перефраз вломит по самые помидоры ущербность утверждения. ее любили больше, хотя она хуже меня. что есть это самое хуже меня?
Она могла залить акварелью всю кухню, но это не так огорчало матерь,— гы, матерь. а почему не мать? ведь ожегов ясно дает понять: матерь используется только в сочетании матерь божья. все.
Светка отлично рисовала, особенно портреты, ловя главное в человеке и умело перенося на холст— ишшо одна область, с которой автор знакомилась по роликам на ютубе - рисование. переодеваюсь кэпом и сообщаю: на холсте ни акварелью, ни пастелью не рисуют. особенно-новички, которые о грунтах понятия не имеют.
и вот на первой тысяче знаков я споткнулся обо все шибки типичного юного автора, которого, как моно ин лайф, например, тут недавно видел - упоминаю как представителя. он тоже чухню о художниках нес, мол, красть у них нечего. ок. используя сведения, недоступные вам, наобум, вы настраиваете против себя немалое количество читателей, которым неприятно, что всем пудрят мозги ошибочными данными об их сферах деятельности или хобби.
как вам такое: все графоманы имеют склонны к расстройствам психики вплоть до каннибализма и суицида (йа смотрел тайное окно! и видел, как играли в аланавэйка, и читал биографии), все писатели асоциальные типы (оттуда же), все они получают бешеные бабки за макулатуру жгуче-стыдную (мизери, дюма), у всех у них огромные проблемы в личной жизни (лимитлесс), они говноеды и согласны сниматься в любых истеричных ток-шоу, они продажные абсолютно (вкл. телек).
я о том, что от человека искусства, творческого требуется, восприимчивость и самостоятельность, большая пластичность и меньшая внушаемость. все штампы я могу выслушать от неразумного дитяти или от бабки на завалинке.
Лет в двенадцать я любила сестрёнку. Ей тогда было шесть, и она любила
Сидя на диване и иногда болтая ножками, мы тогда увлекались всем подряд, начиная с Мэри Поппинс и заканчивая «Капитанской дочкой». - туманная фраза. иногда болтая ножками. какая важная деталь; активные, читай-здоровые дети вообще часто помахивают ножками, если есть такая возможность. что это тексту добавляет, это попытка умилить и нарисовать ностальгическую ноту? фэйл.
увлекались всем подряд- а дальше становится ясно, что литгероями. но книжки - это ещё не всё подряд. напишите, что читали и воображали себя... нет? или не воображали героинями книжек? что имеете в виду по увлекались?
либо ещё любила в двенадцать, пока не вышла размолвка, либо любила вообще, но кошка пробежала между ними. слабо верится, что самое раннее воспоминание о сестре относится к , в общем, уже подростковому возрасту. если росли отдельно - поясните.
гхм. я работаю с текстами. это мой хлеб; был до недавних пор, по крайней мере. при таком количестве замечаний мне пришлось бы перерабатывать сочинение полностью, но у вас горит огнем отсутствие начитанности, насмотренности на чужие ошибки.
а это есть основная подготовка, основная пища для растущего писателя. вы не выросли; работа над ошибками при сохранении уровня подготовки- языковой, чутья, в т.ч. чувства меры, при сохранении небрезгливости и неразборчивости в отношении клише, нерадивости в обдумывании героев, при том, как экономно и в то же время нерационально тратятся и километры чернил, и богатства фантазии - при всём этом работа над ошибками просто будет для вас пыткой, она вас замучает.
мой совет автору: не пороть горячку, отложить перо.
даже если на это повешена, как шубы на гвоздь, гора амбиций.
успокойтесь и всё обдумайте. обогащаться духовно, учиться владеть языковыми средствами, наблюдать за слепящей образностью героев у классиков - в любом случае вам это необходимо; это всем необходимо, если не хотят помереть от удушья, потому что заснули пьяными на матраце в подвале. компромиссов в жизни немного же.
луи де фюнес не мог начать карьеру раньше... не помню - полтинника? но он не оставлял попыток, сохранял бодрость духа, верил, что станет актером. и стал, да еще каким!
моё очень личное мнение - нету великомудрых, отточенно-гениальных писателей в возрасте двадцати-двадцати пяти. нету и быть не может, в большинстве своем современники в этом возрасте малы ещё. возраст зрелости открывает больше перспектив творческим людям интеллектуальной сферы, они начинают чувствовать, что готовы к тому, что на них посмотрит весь мир.
но, как мы можем видеть, Лем в сороковник устроил расслабон сам себе. возвращение со звезд - откровенно слабая для него книга. Ну а пик интеллектуальных способностей приходится на ранний, средний или зрелый пожилой возраст. дорога к правильному осмыслению себя и окружающего долгая, что у философа, что у поэта, что у художника, что у писателя. спешить некуда, но и время не упустите.
удачи.
п.с. по понятным причинам не рассматриваю варианты "хочу срубить капусты и прославиться, нафиг мне ваши философы и язык ваш".
читать дальше