понедельник, 10 февраля 2014
Пишет
The Lady of Shalott:
Название: Herr Mannelig
Размер: 1768 слов
Примечание: Навеяно одноименной песней группы "Garmarna". По мотивам известной средневековой скандинавской баллады.
Это произошло много столетий назад, когда в Скандинавии еще живы были осколки древних легенд, но новая религия все решительнее вытесняла их, заявляя свои права на царствование в суровых и прекрасных землях Швеции.
Одним холодным утром в серый предрассветный «час самоубийц», когда ночь начала потихоньку отступать в леса и темные горные расщелины, но солнце еще не позолотило вершины гор ласковыми лучами и птицы не начали петь свои нежные песни, в час, когда граница между сном и явью, между миром живых и миром мертвых становится наиболее тонкой и зыбкой, на дороге в Терно появилась женщина. Была она высокой, могучей и темноволосой, с тонким станом, сильными руками и крепкими ногами. Ее лицо с удивительно тонкими, выразительными и красивыми чертами было холодным и белым, словно снег на горных вершинах. В загадочной глубине темно-зеленых глаз женщины полыхало мрачное неугасимое пламя. Она была одета в расшитое похожей на инеистые узоры серебряной вышивкой богатое платье цвета хвои неохватных древних елей, что растут лишь глубоко в горах.
читать дальшеЭто была могущественная ведьма из рода горных троллей. Она знала, какими рунами надо украсить рукоять меча, чтобы он принес удачу в бою, и как защититься от вражеских козней. Она могла исцелить смертельную рану и соткать прекрасную ткань, которая будет тоньше паутины и прочнее кольчуги. По ночам она садилась на спину свирепого серого волка и носилась по заснеженным просторам на крыльях своей любимой сестры-метели, хохоча и завывая не хуже нее. Если путь ее лежал мимо человеческого жилья, при звуках ее воплей мужчины замолкали, женщины хватались за разом леденеющее сердце, а дети начинали плакать.
Но в этот раз колдовское искусство троллихи было бессильно. Она, никогда не переступавшая порог человеческого дома, теперь по доброй воле спешила к жилью смертных. Там жил благочестивый и отважный юный рыцарь, огненноволосый герр Маннелиг… Ее проклятие и благословение, самый любимый и ненавистный на свете. Горький, желанный, манящий, чуждый… Ей самой порой становилось смешно при мысли о том, насколько она зависит от этого сопляка в десяток раз ее моложе. Ее рок, вся ее жизнь и смерть — все это заключалось в нем, рыжем мальчишке, да лопнут его глаза, да треснут его ребра!..
Их встреча произошла за несколько месяцев до того. В тот день он возвращался домой из каких-то отдаленных мест и остановился на ночлег в лесу на склоне горы, которую троллиха выбрала своим жилищем. Она совершенно случайно наткнулась на него, когда в облике белой совы обозревала свои владения. Высокий стройный юноша, беззаботно болтающий со своим оруженосцем и помогающий ему разводить костер — таким впервые предстал перед ней отважный и свирепый в бою герр Маннелиг. «Редко встретишь такого красивого смертного…» — думала троллиха, отмечая легкость движений юного рыцаря, его широкие плечи, прямой стан, волнистые рыжие волосы и благородный профиль с легкой горбинкой. Вот юноша случайно обернулся в сторону троллихи… И все еще находящаяся в облике совы женщина впервые увидела его спокойные влажные темно-синие глаза. Взгляд мужчины, показавшийся ей таким же огненным, как его волосы, ударил ее прямо в черствое ледяное сердце… «Что со мной? Это же всего лишь смертный!» — с изумлением и злостью подумала троллиха, чувствуя в груди внезапную острую боль, как от укола иглы или от случайной искры.
Что этот мальчишка сделал с ней? Как он посмел? Она отомстит ему! Больше всего на свете ей захотелось увидеть гордого рыцаря сломленным, коленопреклоненным, глядящим на нее с ужасом… и обожанием? В тот же миг троллиха пообещала себе, что этот юноша достанется ей… или же никому.
С тех пор она забыла, что такое покой. Раз за разом она пыталась завладеть сердцем герра Маннелига с помощью колдовства, но ни могущественные заклинания, ни древние руны не действовали на рыцаря. Как бы ни злилась троллиха, как бы ни скрежетала зубами, как бы ни плевалась бессильными проклятиями, рыцарь оставался таким же далеким и неприступным. В то же время женщина с каждым днем все сильнее погружалась в пучину своей страсти, не зная, куда деваться от бесплодных мечтаний о сильных мужских руках, тонких нежных губах, жарком шепоте, горячем тренированном теле… Смотреть на него издалека стало для нее насущной необходимостью. Каждый день она, укрывшись надежными чарами, завороженно наблюдала, как он смеется, как ест, как тренируется с мечом, как перебрасывается шутками с друзьями и родными, как хмурится, как похлопывает по шее любимого скакуна… Герр Маннелиг был добрым, честным и веселым человеком, красивым мужчиной, прославленным воином и наследником довольно богатого родственника, поэтому все девушки в округе мечтали выйти за него замуж, но он не выказывал особого расположения ни к одной из них. Однако каждый раз, когда троллиха замечала, как он вежливо улыбается очередной увивающейся за ним красотке, ревность кипятком обжигала внутренности женщины, и она готова была разорвать несчастную девицу, а юношу заманить в глубины гор и превратить его сердце в неподвижный кусок льда, чтобы этот проклятый мальчишка целиком принадлежал ей. Но ей был нужен не безмолвный камень, а он, живой, горячий, гордый… и прекрасный, как безжалостное солнце, которое троллиха привыкла считать своим врагом.
«Он — приверженец новой религии! Колдовство на него не подействует!» — наконец признала очевидное женщина. И в тот же миг ее злоба и ненависть сменились всепоглощающим бессилием. Она не могла тягаться силами с новым богом, бережно хранящим своего верного последователя от тролльих козней, но осознавала, что эта глупая страсть уничтожит ее, если не утолить ее как можно скорее. Женщина поняла, что лучше усмирить свою гордость, попросив помощи у того, кто был причиной ее недуга и единственным лекарством от него. Троллиха решила предложить герру Маннелигу взять ее в жены, хотя знала, что станет простой смертной, если обычный человек по собственной воле, а не под воздействием чар, назовет ее возлюбленной и приведет в свой дом как супругу.
«Зачем мне мое колдовство, моя сила, мои знания, если бессильны они унять пожирающее меня изнутри пламя? — с горечью думала она, обреченно бредя по дороге в Терно в тот хрупкий серый час на границе дня и ночи. — Их я с радостью принесу в жертву ради одного ласкового слова этого смертного! Зачем мне бессмертие, если не жить мне, коли он не подарит мне свое сердце взамен моего, которое я давно отдала ему?» Мудра была троллиха, прожившая несколько столетий, и понимала, что в этой битве она не сильнее и не слабее обычной смертной женщины. Потому она решила бросить оказавшееся бесполезным оружие, отказавшись от колдовства. Но пусть послужат ей чары в последний раз! С помощью них она подарит своему жениху богатое приданое!
Вот она уже стоит на пороге его дома, одолеваемая неясной, неведомой никогда прежде робостью. «Да что со мной такое?» — с раздражением подумала она, нахмурила широкие черные брови, гордо встряхнула гривой волос и решительно постучала кулаком в дверь. Как только ее впустили, троллиха сказала открывшим двери слугам, что хочет поговорить с хозяином дома, и те безропотно отвели ее к нему, обратив внимание на богатство одежд женщины и решив, что перед ними знатная дама.
Герр Маннелиг сидел за длинным столом в главном помещении. Он всегда вставал очень рано, ибо не пристало рыцарю нежиться допоздна в постели. Вот юноша удивленно поднял темно-синие глаза на незваную гостью… и женщина вновь почувствовала, как в ее ледяное сердце впился горящий уголек. Это был первый раз, когда мужчина смотрел прямо на нее, не скрытую никакими заклинаниями.
«Сегодня все решится» — подумала троллиха и, отвесив рыцарю изящный церемонный поклон, нежным певучим голосом завела коварные речи:
— Привет тебе, отважный герр Маннелиг! Я — Биргитта, дочь богатого ярла. Слава о твоей красоте, силе и благочестии донеслась даже до самых отдаленных уголков Швеции, и я решила, что ты будешь для меня хорошим мужем. Потому я, в одиночестве, как предписывают обычаи моих земель, пришла издалека, чтобы спросить тебя: герр Маннелиг, не хочешь ли ты жениться на мне? Ты должен лишь ответить «да» или «нет», но, молю, сперва выслушай меня.
Если ты возьмешь меня в законные жены, я щедро одарю тебя богатым приданым. Во-первых, я дам тебе двенадцать резвых скакунов, что нетерпеливо ржут в ближайшей роще. Нет равных им по красоте и стати, но никто еще не оседлал их, а уста их не знали уздечки.
Герр Маннелиг молчал, и ничего нельзя было прочитать ни по его мужественному лицу с трогательной россыпью мелких веснушек, ни по взгляду глубоких проницательных глаз. Женщина сглотнула вставший в горле комок и продолжила:
— Во-вторых, я подарю тебе двенадцать мельниц, что стоят между Тилло и Терно. Жернова их сделаны из красного золота, а крылья отделаны серебром.
В-третьих, я дам тебе великолепный позолоченный меч, украшенный пятнадцатью звенящими золотыми кольцами. В какой бы яростной битве тебе ни довелось участвовать, этот меч всегда принесет тебе победу, и твоим боевым трофеям не будет числа.
В-четвертых, я подарю тебе добротную рубашку с богатой вышивкой, прочную и удобную. Не иглами она сшита, а связана из тончайшего белоснежного шелка.
Все это я с радостью дам тебе, мой прекрасный герр Маннелиг, вместе со своей жизнью, если ты согласишься взять меня в законные супруги! Прошу, ответь лишь «да» или «нет»!
— Действительно щедры твои дары, — медленно заговорил герр Маннелиг, и Биргитта с надеждой вскинула голову, — и с радостью бы я принял их, если бы дарительница была честной христианской девой…
Сердце Биргитты замерло...
— Но я доподлинно знаю, что ты — злой дух! — внезапно вскричал рыцарь, вскочив и с яростью ударив кулаком по столу. Глаза юноши гневно сверкали. — Ты — отвратительный горный тролль, дьявольское семя! Господь открыл мне это! Немедленно убирайся в свою нору, пока я не позвал священника, и больше никогда не смей показываться мне на глаза!
Биргитта с отчаяньем взглянула в такое любимое и такое ненавистное лицо глупого смертного мальчишки, ради которого она всерьез готова была отказаться от своего могущества, бессмертия и даже гордости. Что для него ее жизнь и смерть, ее гордость и унижение? Она бросила к его ногам несметные богатства и вручила свою судьбу его воле, а он отвернулся с презрением. Ради избавления от ненасытного пламени, пожирающего ее сердце, она готова была вырвать себе глаза, лишь бы добиться взаимности, лишь бы проклятый мальчишка так же бредил ей, как и она им… Но ему не нужно было никаких жертв. Не нужна была ему ее красота, многовековая мудрость, ее любовь и преданность, обещанные богатства, сама ее жизнь… просто потому, что она — это она. «Как все просто и глупо!» — отстраненно подумала женщина, понимая, что не добиться ей от него не только взаимности, но и обычной доброй улыбки. В принципе не добиться, никогда. И ее сердце наполнила разрывающая пустота.
— Будь ты трижды проклят! — в ярости выкрикнула троллиха и опрометью выбежала за дверь. Отважный герр Маннелиг, переживший за время беседы с незваной гостьей дикий страх, который никогда не испытывал прежде и не испытает больше до самой смерти, с облегчением вздохнул и без сил упал на жесткую дубовую скамью.
Выбежав во двор, Биргитта рухнула на колени и издала такой громкий и душераздирающий крик, что даже матерые седые волки в горных еловых лесах услышали его и почувствовали, как заледенели от горя и ужаса их жестокие звериные сердца.
— Воистину, нет избавления от моих мучений! — дрожа, как от лихорадки, воскликнула троллиха. — Единственный, кто может освободить меня от них — этот прекрасный юный рыцарь, а его расположения мне не получить никогда!
@темы:
Рассказ
Не знаю, откуда она взялась
Позвольте предварительный вопрос: а зачем в принципе пересказывать сюжеты скандинавских баллад? Какова, так сказать, мотивация?
Кроме того, меня всегда интересовала тема разрушительной страсти, с самого начала не имеющей возможности быть разделенной.
Я имела в виду, что она сидит верхом на волшебном волке, который летит над сугробами вместе с метелью. Не совсем удачно выразилась, наверное:/
Непоследовательность - ведь каждый для себя хорош! А тут как бы сама троллиха осуждает себя. Не любовь, а комплексы
Да. если описывать прогулку, то сказочные обороты"волк стелется над землей, метель небо кроет над головой" - как-то так? Иначе видится, как метель подхватила волка с троллихой и они испуганно болтают ножками в воздухе.
Разве? О себе я бы так не сказал...
Впрочем, сегодня недовольство собой принято считать психическим отклонением. «Люби себя!» — категорический императив современной (индивидуалистической) психологии. Подчёркиваю: современной!
Т.е. вы скорее осовремениваете троллиху, чем добиваетесь её адекватности её миру и времени...
Ибо понятие первоначальной "плохости", греховности - оно именно из христианства. Другие, особенно немонотеистические варианты веры не предполагают ничего такого: скверен не человек, а только конкретные его поступки.
О Вас - так Вы-то современный человек, не данн? Что они в себе такого плохого видели, когда собирались на грабеж саксов, к примеру?
Сложный и дельный вопрос, но... Вы же читали «Прядь о Скади». И вы не можете не понимать, о чём я говорю.
Христинство (на мой дилетантский взгляд, взгляд неверующего, а только знающего, да и то лишь кое-что) тут абсолютно ни при чём. И — самое главное! — вы говорите о грабеже саксов, т.е. изначально ЧУЖИХ. По отношению к СВОИМ такое деяние было бы морально недопустимым, так?
Внимание!
Тролльчиха ПОЛЮБИЛА герра Маннелига. Он для неё — уже — НЕ чужой. Эрго: на него распространяются её моральные запреты...
Именно в этом мне видится основной конфликт предложенного к обсуждению текста.
ПЫСЫ. Если что — я демодок, но с другим ником
Да, она полюбила, и потому к нему обращается на равных: возьми меня и мое добро. Все честно, никакого коварства.
Мотивы мальчишки напуганого, который стучит кулаком по столу - это куда менее понятно. Но ведь не в нем суть, а в том, что любовь была щедро предложена - и как пережить отказ?
И я в общем-то догадывалась, что мы уже знакомы.
И теперь идет ваша версия.
желание взглянуть на тот же сюжет под другим углом - я никакого другого угла не увидел. Более того, в оригинальной балладе вообще никакого угла не было: там рыцарь отказал троллю в обращении его в человека. А ведь после обращения в человека можно было бы этого новоиспеченного человека обратить и в веру христову. А могло выясниться и так, что дьяволовы создания способны принять человеческий облик, но настоящими людьми и настоящими христианами им не стать - как знать? Никто же, судя по всему, не пробовал. Не попробовал и герр Маннелиг. А прав он был или нет - история умалчивает.
Были ли там показаны переживания героев? Троллихи, возможно (чуть-чуть), но не Маннелига. Опять же, где другой угол?
Но самая большая моя претензия - к самой троллихе. Итак, начинает она с того, что носит сильные, крепкие ноги и руки на "тонком стане". А еще у неё красивые черты лица - но не упомянуто, с чьей точки зрения. С точки зрения тролля? Это надо указать. С точки зрения человека? Каким образом, если она здесь вроде как все еще в форме тролля? Я понимаю, что мама Гренделя жила в море, а эта троллиха типа как горная, но наверно они должны быть в чем-то похожи...
Троллиха вторгается в мир людей, но не испытывает от этого дискомфорта - а жаль, если бы этот момент не был упущен, то это могло бы немного помочь. Но потом начинаются описания её переживаний - извините, но имхо вот именно эта часть вышла самой слабой.
Во-первых, почему переживания тролля так похожи на переживания человека? Разве представитель немножко другого вида не должен воспринимать все как-то иначе и испытывать иные, отличные от человеческих, чувства? Но ладно бы еще это - почему её переживания похожи на типичные записи девятиклассниц в статусе в vk?
Горький, желанный, манящий, чуждый…, а потом она еще сильнее и сильнее погружалась в пучину своей страсти или что-то в этом роде - формулировки довольно избитые, их повсюду сейчас встречаешь. Причем все эти переживания, как ни странно, не раскрывают характер этого персонажа сильнее, чем одна строчка из оригинальной баллады. Что мы узнаем о прошлом троллихи? Почему она влюбилась именно в этого смертного, раз очевидно, что ей просто понравилось его тело (характер Маннелига ей неизвестен, так же, как и читателю) - разве в округе не было если не сотен, то десятков таких же мускулистых и голубоглазых? Но мы ничего этого не узнаем ни из баллады, ни из вашего текста.
Человек, живший в то время, когда создавалась эта баллада, счел бы меня ненормальной - нууууу, не факт, в те времена в Скандинавии было еще много нехристиан и "полухристиан", так что единомышленники мб и нашлись бы
Вас раздолбали с разных сторон, и весьма основательно с каждой!
(Не шучу. Это действительно везение: ведь долбают не вас лично, а ваш текст...)
К сожалению, этот оборот не подходит. В нем явно видится противопоставление (троллиха с волком на земле, метель в небе). Мне же надо было подчеркнуть тождество метели и троллихи, олицетворяющей зиму, заснеженные горы и так далее.
Иначе видится, как метель подхватила волка с троллихой
Если хотите, этот образ я и пыталась создать. Они летят вместе с метелью
А тут как бы сама троллиха осуждает себя.
Почему вы так решили? Тут же не от первого лица идет повествование. Эпитет "коварный" я употребила как нечто объективное, без всякой оценки. Обман есть? Есть. Значит, желание перехитрить тоже есть. Если уж так глубоко копать, то, может быть, для троллихи коварство — это, наоборот, положительное качество.
Мотивы мальчишки напуганого, который стучит кулаком по столу - это куда менее понятно.
В том-то и мотив, что он испугался. Испугался греха, нечистой силы. Осуждать его за это лично я не в состоянии. Пожалуй, я и сама бы на его месте струхнула. Сидишь себе спокойненько дома, а тут к тебе тролль приходит.
Merry Loony, Была ли названная причина истинной? Этого мы не знаем.
Неизвестный создатель баллады не приводит нам причин, чтобы подозревать рыцаря во лжи. Значит, он говорит правду. Бритва Оккама.
Были ли там показаны переживания героев? Троллихи, возможно (чуть-чуть), но не Маннелига. Опять же, где другой угол?
В том-то и дело, что там переживаний чуть-чуть, а здесь основной акцент идет на них.
в те времена в Скандинавии было еще много нехристиан и "полухристиан", так что единомышленники мб и нашлись бы
Конкретно эта баллада явно была написана христианином для христиан, пусть даже не избавившихся до конца от пережитков язычества. Для них тролль — это однозначно нечисть и зло.
Троллиха вторгается в мир людей, но не испытывает от этого дискомфорта - а жаль, если бы этот момент не был упущен, то это могло бы немного помочь.
"Одним холодным утром в серый предрассветный «час самоубийц», когда ночь начала потихоньку отступать в леса и темные горные расщелины, но солнце еще не позолотило вершины гор ласковыми лучами и птицы не начали петь свои нежные песни, в час, когда граница между сном и явью, между миром живых и миром мертвых становится наиболее тонкой и зыбкой, на дороге в Терно появилась женщина".
Обратите внимание на эту часть. Троллиха пришла к рыцарю появилась в приграничное время, когда мир людей и мир мертвых, духов и так далее соприкасается.
Что касается красоты: понятие "тролль" — очень расплывчатое и обширное. Троллями могут называть и существ, в нашем понимании похожих на гномов, и уродливых каменных великанов, и вполне антропоморфных существ, и антропоморфных существ с какими-то "уродствами" вроде полой спины или коровьего хвоста, и еще черти кого. Посмотрите, например, рисунок Йона Бауэра "Мама-тролль и ее сыновья". На нем изображена очень красивая маленькая женщина в короне и четыре уродливых великана. Такая путаница — явление, кстати, нередкое, и встречается не только в скандинавской мифологии. Конкретно эта троллиха вполне могла быть похожа на красивую человеческую женщину крепкого телосложения. Почему нет?
Во-первых, почему переживания тролля так похожи на переживания человека?
Опять же, почему нет? Вас же не удивляет, например, то, что боги испытывают человеческие страсти — ревнуют, влюбляются, завидуют, ненавидят и так далее? Бессмертные создания, с чего бы им опускаться до таких мелочей? Ан нет.
Почему она влюбилась именно в этого смертного
А вы считаете, что эмоции всегда подчинены логике? Не бывает беспричинного раздражения, беспричинного испуга, беспричинной неприязни?
Остальные ваши претензии настолько субъективны, что я даже не буду с ними спорить. То, что вам не понравилось, как я описала чувства — дело ваше. На всех не угодишь. Но то, что вы не увидели ни смещения акцентов, ни всего остального — без комментариев.
Удачи.
Одним холодным утром в серый предрассветный «час самоубийц», когда ночь начала потихоньку отступать в леса и темные горные расщелины, но солнце еще не позолотило вершины гор ласковыми лучами и птицы не начали петь свои нежные песни, в час, когда граница между сном и явью, между миром живых и миром мертвых становится наиболее тонкой и зыбкой, на дороге в Терно появилась женщина. - предложения с 4, 5, 10 грамматическими основами зачастую приходиться перечитывать по нескольку раз, это несколько затрудняет восприятие. Мне кажется, тут имеет смысл разбить его.
Смотреть на него издалека стало для нее насущной необходимостью. - Тут смущает формулировка, как-то режет слух. Мне кажется, что в принципе ничего не изменится, если это предложение убрать - там ведь дальше сказано, что она подглядывала за ним каждый день.
приверженец новой религии - смотрелось бы как-то... аутентичнее, что ли, если бы использовалось слово "вера". Или если бы просто было сказано, что, мол, рыцарь теперь поклоняется другому богу.
Я — Биргитта, дочь богатого ярла. - странно, что она даже имя этому ярлу не выдумала. А вообще, как мне кажется, надо бы, если хочешь, чтобы маскировка сработала.
^ Здесь просто моменты, которые меня "зацепили" - по разным причинам.
Теперь обратно к основному вопросу. В том, что касается изображения троллей и представлений о них - согласен с вами полностью: как показывает история, точными и однозначными представлениями о том, как выглядит и ведет себя конкретный тип нечисти, знают только игроделы и голливудские режиссеры (взять тех же вампиров, упырей и вурдалаков - ну вы поняли). Но, с чем связана моя самая главная и самая субъективная претензия: в данном тексте мы имеем существо, которое формально зовется троллем, НО! Оно выглядит как человек, чувствует как человек и, судя по всему, мыслит как человек. Теперь давайте попробуем слово "тролль" в тексте везде заменить на слово человек. Что получится? Ведьма из рода горных человеков влюбилась в человека, но он её отверг, потому что она была нехристианкой. Так может, она всё-таки была человеком? Выглядит как человек, чувствует как человек, думает как человек - да это же человек! Человек-колдун, окей.
Отсюда же идет и моя придирка к отсутствию дискомфорта при переходе в мир людей - да, вы обосновали это, но если бы вы не стали обходить этот момент и все эти больбольстрадания расписали бы, то можно было бы потом сказать, что вот, мол, таки о тролле идет речь, а не о человеке. Но этого в истории нет, и потому получается история о любви человека к человеку, только один из человеков по недоразумению зовется троллем. Почему это плохо? Да не плохо это, наверно, просто мне это не нравится, потому что скучно. В оригинале-то история про тролля была. И на историю любви между троллем и человеком лично мне посмотреть было бы интереснее.
Рыцарь занялся своим спасением.
Ваша правда. Чересчур длинные предложения — вообще моя беда. Но я стараюсь работать над этим. Я посмотрю, как это можно разбить...
странно, что она даже имя этому ярлу не выдумала.
Об этом я не подумала. Сглупила, признаю
Насчет "поклоняется другому богу" — это все-таки не совсем одно и то же... "Вера" и "религия"... Хм. "Религия" нравится мне больше, потому что это более конкретное понятие. Верить можно и в то, что шапочки из фольги мешают инопланетянам читать наши мысли, а здесь важно именно то, что парень — христианин, а тролль — осколок языческого мира. Но я подумаю, может, и правда "вера" лучше.
Смотреть на него издалека стало для нее насущной необходимостью
Может быть.
Отсюда же идет и моя придирка к отсутствию дискомфорта при переходе в мир людей - да, вы обосновали это, но если бы вы не стали обходить этот момент и все эти больбольстрадания расписали бы, то можно было бы потом сказать, что вот, мол, таки о тролле идет речь, а не о человеке.
Просто для меня это казалось очевидным и не требующим пояснения :/
Насчет человечности тролля: может быть, действительно с определенной точки зрения было бы интереснее сделать это существо менее похожим на человека, но это мешало бы изначальной задумке — показать сочувствие этому существу. Я руководствовалась такой логикой: я этой женщине сочувствую — я ее понимаю — понимать можно только того, кто похож на тебя — троллиха должна быть похожа на человека. Так что да, в определенном смысле вы правы — это история о неразделенной любви одного человека к другому, абсолютно непохожему и чуждому. В принципе, я хотела рассказать именно об этом.
Спасибо за критику.
Сусуватари, о, интересная версия. Я раньше об этом не слышала. В смысле, я знала, что солнце троллям неполезно, но чтобы прям до смерти... Наверное, какой-то другой вариант баллады, их же много. Правда, в этом случае непонятно, почему троллиха не побежала прятаться с наступлением утра, а пристала к рыцарю
Более поздний вариант бы содержал сомнения вроде "Господь желает покаяния, а не смерти", ставший человеком и крестившийся - спасен (а пото можно и сжечь, чтоб согрешить не успел но это другая история).
на толкиенистских форумах инфу про превращение в камень тоже пересказывают. имеет место быть смертельная аллергия.
У Толкиена(можно сказать - главный канонист по троллям!) они именно обращаются в камень с падением первого солнечного луча(см. "Хоббит")
(Послушайте эту балладу в исполнении "In Extremo"! Прекрасная стилизация)
"Тренированное"... Ну, не знаю. Мне показалось уместным именно это слово. Видимо, у меня просто немного другая система ассоциаций