Don't dream it - be it.
Глиша и Лилия
(по мотивам сна)


… Я ещё смутно помнил, как мы наблюдали за движением звёзд: множества ма-леньких – по ночам, и одной яркой – днём. Как мыслили, и мысль наша способна была изменить мир вокруг. Мы были, и мы были не зря, и ничего не нужно было нам, всё было – звёзды были, река была. Что ещё? Кажется, мы были счастливы в своём единстве, вдохновлены окружающим нас идеальным миром. И ничто было не сон. Это была явь, но другая явь, а оттого не менее настоящая. Меня не было. Я был, но это и были мы. Мы – это я. И так не скажет каждый. Потому что не было каждого по отдельности. Я – это мы.
Был.
Пока не опустились под воду чьи-то тёплые пальцы и не отщипнули меня от нас. Но сожаления или удивления не было. Мне – теперь уже МНЕ – показалось, что я ждал этого очень долго. Под сильными, умелыми ладонями я покорно принял форму, которую подарил мне таинственный создатель – я стал шаром, умещающимся у него на ладони. Я увидел, как он улыбнулся, взвешивая меня, а затем наклонился и оставил на земле.
- Меня зовут Гончарычем, - сказал он, поглаживая бороду. Я ждал, что он добавит ещё что-то о себе, но он замолчал, только внимательно смотрел на меня.
- А меня… - я запнулся. – А меня?..
- А тебя я буду звать… - он подумал секунду. – Глиша.
- Потому что я из глины?
- Тебе не нравится?
- Нет, почему же… Мне нравится. Правда. Хорошее имя.
- Пойдёшь со мной?
- Пойду!
И я покатился следом за ним. Я даже не спросил, куда он держит свой путь. Мне бессмысленно было это спрашивать, ведь я только что родился, и не знал ещё всего мира. Хотя мне показалось, что где-то в глубине души я когда-то знал, всё знал… Но нет – это мне, наверное, только показалось. Как я могу помнить то, чего не могло быть со мной? Пока мы шли по лесу, Гончарыч достал из своей дряхлой сумы какой-то белый, не такой круглый, как я, предмет с дырочками по бокам, спереди и сзади. Он поднёс эту штуку ко рту, вдохнул воздух и подул в одну из дырочек. Тотчас этот странный предмет издал громкий звук, и я вдруг подумал (хотя этого, конечно, тоже не могло быть), что слышал когда-то нечто подобное в исполнении ветра… Гончарыч подул ещё и стал быстро поднимать и опускать свои пальцы на дырочки по бокам этой штуковины. И получилась музыка. Я катился и заворожено слушал, как он играет, и странное чувство восторга наполняло мою душу, и я подумал, как было бы здорово, если бы я тоже мог создавать такую музыку. Я присмотрелся – из чего сделан этот инструмент? Я не мог понять, но мне захотелось тоже стать таким однажды. Когда Гончарыч закончил, я спросил его, из чего эта волшебная вещь в его руках?
- Из глины, как и ты, - ответил он.
У меня перехватило дыхание.
- Значит, и я могу стать таким же, и ты сможешь играть на мне такую же чудесную музыку?
- Ты сможешь стать таким же, - отвечал он, - если наберёшься нужных свойств. Не каждая глина подходит для того, чтобы из неё сделали окарину.
- А если я пойду с тобой, я наберусь нужных свойств?
- Как знать, - сказал он, задумчиво погладив бороду и обратив свой взгляд в сторону. – Всё зависит только от тебя.
И я решил, что всё равно не знаю мира, а Гончарыч настолько мудр, что, покатившись за ним, я наверняка наберусь нужных свойств. И мы продолжили путь.
Вскоре я заметил, что катиться стало тяжелее. Гончарыч был уже далеко впереди, а я всё никак не мог за ним поспеть. Я рвался вперёд, но меня откатывало назад. От обиды я чуть не заплакал, но Гончарыч увидел мою беду и вернулся ко мне.
- Да, в гору тебе в таком виде идти будет тяжело, - сказал он.
И тогда он взял и вылепил из меня нечто, весьма похожее на него самого. Даже повыше ростом. Закончив, он удовлетворённо посмотрел на меня и сказал:
- Вот теперь тебе идти будет легче.
И я впервые в жизни пошёл. Двумя ногами. Но это было легко, как будто я умел это всегда, и словно всегда ждал этого момента. Я опять не удивлялся произошедшему. Я следовал за мастером, уверенный в том, что только так я смогу чему-то научиться в своей новой жизни. И, в конце концов, я надеялся, что он из меня тоже сделает окарину.
Мы поднимались довольно долго. Когда мы делали перерыв, я с восторгом и страхом смотрел на открывавшиеся виды – как велик был мир! Наконец, мы поднялись на самую вершину. А на этой вершине стоял храм – большой и красивый, богато украшенный, роскошный. Настоящий дворец. Вокруг храма, заходя и выходя из него, или просто стоя на свежем воздухе, были люди в одинаковых одеждах. Таких как мы с Гончарычем было немного – тоже пришедших снизу. Никто из людей в одинаковых одеждах практически не обращали на нас внимания. Никто ни с кем не разговаривал. Когда я хотел шёпотом спросить у Гончарыча, что это за место, на меня тут же устремились укоризненные взгляды, и я смиренно замолчал. Мы сели на свои места среди полупустых рядов в полутёмной зале. Сзади и с боков стен не было, были только балки, поддерживающие крышу. Перед нами возвышался подиум с невысокой тумбой посередине. На тумбе я разглядел деревянную доску с какими-то фигурами. А за тумбой была единственная в этом зале стена. На ней висел гобелен с живописно изображённым булыжником. Настолько живописно, что мне он показался прекрасным. Я с интересом ждал, что будет дальше. Со двора вернулись люди в одинаковых одеждах, которые до сих пор ещё дышали свежим воздухом, расселись по местам и в молчании стали тоже ждать.
На подиум откуда-то сбоку вышел человек, чьи одежды были похожи на одежды остальных, работающих в этом храме, но у него они были длиннее (за ним тянулся длинный хвост из золотисто-красной материи, а два человека несли этот хвост за ним), ярче и богаче, чем у остальных. Голову его украшала высокая шапка, прямая у основания и круглая на верхушке – она вызывала ассоциации всё с тем же булыжником на гобелене.
дочитывать будете? :)

@темы: Рассказ

Комментарии
01.03.2010 в 18:07

Широ Шизо

Забавная притча.
С моралью спорной, но – наличествующей; и потом, притча, с которой и спорить-то никто не захочет, должна быть пресновата.
Стилистически выдержано небезупречно. Начиналось с экзистенций, эдаким Сартром для самых маленьких, потом сменилось сказочным изложением (Гончарыч похож на Гном Гномыча из «Изюмки» – тот, кстати, тоже имеет функцию гуру), потом случился описательный эпизод (нужно ли было так подробно описывать церковь? там даже ляпы возникли из-за ненужной детализации, например:
Мы сели на свои места среди полупустых рядов в полутёмной зале. Сзади и с боков стен не было, были только балки, поддерживающие крышу.
создается такое впечатление, что у храма вообще была одна стена; но ведь выше его называли дворцом, вряд ли открытая беседка тянет на «дворец»),
а закончилось всё вполне реалистическим (по манере изложения) финалом с мальчишкой Васькой, грязным столом и пр.
Эти прыжки стиля немного подпортили впечатление от «Глиши».
И еще – можно было бы сократить текст примерно на четверть.
Для притчи там слишком много несмыслоразличительных нюансов.
02.03.2010 в 07:31

Don't dream it - be it.
Курочка Краба
Ага, насчёт храма, это да... Я не заметил, точно. Но мне так и приснилось :) Снаружи храм как храм, а внутри оказалось, что стена всего одна. Точно-точно... "Изюминку" не читал, так что ничего не знаю...
Окей, буду иметь ввиду. Спасибо.
02.03.2010 в 19:16

We don't represent countries. We represent SPACE!
Прочитал и задался вопросом... Как лучше писать по собственным сновидениям, если хочешь сохранить впечатления от сна, характерное перетекание образов бессознательного один в другой, и в то же время сделать историю связной для читателя? Что читать, чему подражать при написании (ибо нынче время постмодерна, когда нового уже не написать - только играть с уже существующими кирпичиками литературного творчества)?
05.03.2010 в 07:40

Don't dream it - be it.
Kai K. Kimura Я вообще ничему не подражаю. Я просто пытаюсь связно рассказать о том, что рассказано было мне.
Франц Кафка свои сны преспокойно публиковал и не задавался никакими вопросами, как, да что. Вообще. Чувак :cool:
05.03.2010 в 08:02

на Бога не пеняй, живя убого: Бог всем даёт. Не все берут у Бога.
Kai K. Kimura задался вопросом... Как лучше писать по собственным сновидениям
Лучше всего - в стиле фантастического реализма (ИМХО). Т.е. скрупулёзно описывать реалии (вещи - лат.), которые узрел во сне.
В конце концов, что такое сон? «Небывалые комбинации бывалых впечатлений»! (с) Стругацкие. Вот и описывай реалии в тех комбинациях, в которых ты их увидел.
05.03.2010 в 08:04

Don't dream it - be it.
demodok У меня плохие комбинации?
05.03.2010 в 08:37

на Бога не пеняй, живя убого: Бог всем даёт. Не все берут у Бога.
Широ Шизо У меня плохие комбинации?
Разве я сказал нечто подобное? Я ответил на общий вопрос.
Конкретно по вашему тексту - мне нравится.
06.03.2010 в 09:19

Don't dream it - be it.
demodok Я рад )) :white: